Сегодня в Ритце (этот шикарный отель привечает уже не первую ИТ-конференцию) прошло мероприятие, которое собрало представителей ИТ и медицины. Собственно, на основании такого знания о составе участников уже можно сделать вывод о том, какой теме была посвящена прошедшая конференция. И называлась она, соответственно, - «Здравоохранение в 21 веке». В разных отделениях конференции речь шла как об общих, так и о частных случаях симбиоза информационных технологий и медицинской практики. Однако наибольшее внимание прессы привлекло обсуждение в формате круглого стола с участием Олега Симакова, директора департамента информатизации Минздравсоцразвития России, Владимира Зеленского, директора департамента обязательного медицинского страхования, Романа Сабирова, руководителя направления здравоохранения Майкрософт в России и Михаила Плисса, ИТ-директора группы компаний «Медси».
Таким образом, за круглым столом сидели представители государства, крупнейшего поставщика ИТ-решений и частного медицинского бизнеса. О чем же они рассказали журналистам?
Прежде всего, обсуждалось то, в каком направлении может совершенствоваться современная система здравоохранения, и каким образом она будет использовать ИТ. Олег Симаков в ответ на шутливую преамбулу Марины Левиной о том, как часто теряется её медицинская карта в районной поликлинике, рассказал практически идеальную историю о высокотехнологичном визите к врачу. Пациент записывается на приём через интернет, идентифицируется при помощи универсальной социальной карты, врач получает доступ к электронной версии его истории болезни, подключённый к сети прибор для анализа глазного дна (например) передаёт информацию в карту и на монитор врача, выписанные лекарства можно получить в ближайшей аптеке по той же универсальной социальной карте. В чем-то описанная ситуация напоминает смоделированную историю из набора футурологических клипов Office Labs, о которой мы недавно говорили. Правда, упор в рассказе Олега Симакова был сделан на глобальную систему анализа медицинской информации и электронного реестра лекарственных препаратов, а также - электронные медицинские карты, которые (скажу сразу, чтобы предупредить любые инсинуации по поводу защиты приватности), хранятся и анализируются в деперсонифицированном виде.
Причём, Олег Симаков особо отметил тот факт, что все описанные системы (за исключением «железа») уже сейчас внедрены и работают в отдельных регионах или на стендах. Иными словами, решение существует, осталось только внедрить его.
Но именно здесь, как показала дальнейшая дискуссия, и скрывается основная сложность для отечественной системы здравоохранения. И дело не только в деньгах, как может показаться на первый взгляд. Не менее актуальными проблемами становится само внедрение и преодоление понятного и предсказуемого неприятия новых технологий пользователями. Прежде всего, самими врачами. Так, например, в США существует программа, в рамках которой до 2011 года каждый врач, ведущий электронные карты пациентов, получает дополнительно 2000 долларов в год, а после 2011 года та же сумма будет вычитаться из дохода врачей, игнорирующих эту инновацию.
В России образцом внедрения ИТ-системы в медицинском учреждении может послужить поликлиника при институте Вишневского. Однако внедрение в обычной районной поликлинике неизбежно вызовет временное снижение темпа работы, поскольку средний возраст медицинских работников – 50 лет и далеко не все из них могут с комфортом для себя пользоваться простейшими интерфейсами вроде компьютерной клавиатуры и мыши.
Другой проблемой является отсутствие необходимого количества профессиональных компаний, которые готовы осуществить внедрение и индивидуальную настройку системы под конкретное медицинское учреждение.
В решении двух последних задач, по словам Романа Сабирова, Microsoft готова принять самое деятельное участие. Уже сегодня проводятся специальные тренинги и семинары со студентами медицинских вузов и молодыми специалистами – наиболее восприимчивой и заинтересованной аудиторией. Кроме того, Microsoft стимулирует отечественных разработчиков и интеграторов к созданию ИТ-решений для медицины.
И тем не менее, на вопрос о сроках всероссийского внедрения ИТ в медицине сегодня сложно ответить однозначно. Разумеется, этот вопрос звучал на круглом столе и ответом стал 2020 год. Причём, речь шла исключительно о системе электронных карт и реестров лекарственных средств и медицинского оборудования.
Впрочем, как мы все понимаем, в этом деле важен первый шаг, а потом возможности и потенциал ИТ увлекают. Будь ты геймер, бизнесмен, художник или врач.
Увеличить рисунок
Увеличить рисунок