О том, что Земля обращается (многим, отчего-то до седых волос мнится, что «вращается») вокруг Солнца, нам всем рассказали ещё в начальной школе. Однако представить себе этот планетарный полонез могут совсем немногие. Дело в том, что для объяснения небесной механики недостаточно словесного описания, картинок в учебнике и классной доски – это один из тех случаев, когда залогом педагогического успеха становится демонстрация трёхмерной и желательно динамичной модели. Но учиться или заполнять наиболее постыдные лакуны в образовании, как известно, никогда не поздно.
Открытия Коперника и Бруно удивительны, прежде всего, потому, что они смогли вообразить себе гелиоцентрическую систему мира, как математическую модель или некую комбинацию стереометрических фигур. И по той же причине – отсутствию простых и понятных доказательств - противники гелиоцентрический системы счастливо дожили аж до XX века. Уникальным свидетельством такого упрямства можно считать изданную в 1914 году книгу Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит».
Впрочем, по данным опроса ВЦИОМ за 2007 год и сегодня примерно 30% наших соотечественников поддерживают Птолемееву геоцентрическую систему, поскольку имеют тому простое и наглядное подтверждение: Солнце всходит и заходит.
Не стоит смеяться над наивностью респондентов. В сущности, наше знание о том, что Земля обращается вокруг Солнца, большинством воспринимается на уровне слова, а не образа. Попробуйте, например, представить себе масштабную модель солнечной системы с учётом наклона орбит планет к плоскости эклиптики или хотя бы положение Солнца, Луны и Земли по отношению друг к другу в трёх измерениях. И сразу после этого зайдите на сайт WorldWide Telescope, просто чтобы развеять остатки самоуверенности.
Сервис доступен в качестве веб-клиента, но для лучшего впечатления стоит инсталлировать программу – с ней понять и увидеть третье измерение Солнечной системы будет проще.
Конечно, это – далеко не единственная причина для того, чтобы воспользоваться сервисом. Его ценность - в уникальной возможности получить такие знания о космосе, каких не было у Бруно, Галилея, Бэкона, Струве и даже Циолковского. Планеты, созвездия, галактики, квазары, взрывы сверхновых, релятивистские струи, эффекты гравитационных линз, черных дыр и темной материи перестанут быть словами из учебника и станут не менее близкими и знакомыми, чем пробки на дорогах.
Собственно, демократизация передовой науки как раз и была одной из задач, которые ставили перед собой создатели WorldWide Telescope. В каком-то смысле это – первая столь успешная попытка преодоления пропасти, разделяющей обывателя и учёного.
За два года с момента запуска WorldWide Telescope позволил миллионам людей раздвинуть рамки их картины мира на миллиарды километров. Возможность работать с приближающимся к петабайту архивом информации, поступающей с космических телескопов Хаббл и Спитцер, рентгеновской обсерватории Чандра и Национальной обсерватории оптической астрономии, данными «Цифрового обзора неба» обсерватории Апачи-Пойнт и проекта «2MASS» привлекает профессиональных учёных, преподавателей, энтузиастов науки и всех, кто верит в то, что знать – лучше, чем не знать.
А распорядиться полученными знаниями каждый сможет по-своему. К примеру, разгадайте простую астрономическую загадку в духе журнала «Мурзилка»: кто догадается, что есть на каждой из четырёх картинок, но не видно глазу?
Увеличить рисунок
Увеличить рисунок
Увеличить рисунок
Увеличить рисунок