После снижения цен на карты предыдущего поколения, покупатели обратили на них свои взоры: такие карты как R9800 Pro стали очень популярны. Но у пользователей неизбежно возникнут вопросы, связаные с выбором, разгоном, настройкой и т.д. Данный материал поможет им не выискивать информацию во всемирной сети по крупицам, а найти в одном месте всё и сразу.
Здесь представлены ответы на часто задаваемые вопросы по Radeon 9800 Pro, но, так как учесть все случаи невозможно, материал будет дополняться и обновляться по мере необходимости.
Общие вопросы
Q: Каковы технические характеристики Radeon 9800 Pro 128Мб и 256Мб? Для краткости можно записать их в виде таблицы:
| Radeon 9800 Pro 128Мб | Radeon 9800 Pro 256Мб |
Кодовое имя чипа | R350 | R350 |
Техпроцесс, мкм | 0.15 | 0.15 |
Частота ядра, MHz | 380 | 380 |
Кол-во конвейеров | 8 | 8 |
Кол-во текстурных модулей у конвейеров | 1 | 1 |
|
Тип памяти | DDR | DDR-II |
Разрядность памяти, бит | 256 | 256 |
Частота памяти, MHz | 340(680) | 350(700) |
Технологии экономии полосы пропускания памяти | Hyper Z III+ | Hyper Z III+ |
Максимальный режим работы AGP | 8x | 8x |
|
Уровень анизотропии | 2,4,8,16 | 2,4,8,16 |
Тип FSAA | MSAA | MSAA |
Вершинные шейдеры | 2.0+ | 2.0+ |
Пиксельные шейдеры | 2.0+ | 2.0+ |
В целом, Radeon 9800 Pro представляет собой по сути разогнанную и доработанную версию предыдущего решения – Radeon 9700Pro. Это полноценное восьмиконвейерное решение с 256-и битной шиной памяти, способное обеспечить приемлемую производительность в большинстве современных игр.
Q: Что представляет собой чип R350?
Чип представляет собой слегка оптимизированную и разогнанную версию R300. В него были добавлены:
- SMARTSHADER 2.1 (шейдеры версии 2.0)
- SMOOTHVISION 2.1 – оптимизированный алгоритм антиалиасинга(оптимизация на уровне драйверов).
Особых архитектурных изменений внесено не было.
Q: Какие карты NVIDIA являются главными конкурентами для Radeon 9800 Pro в данный момент?
Конечно же, это GeForce FX 5900 и свежевышедший GeForce 6600. Однако последний представляет собой карту уже совсем другого класса и имеет куда более продвинутые технологические возможности, хотя с Radeon 9800 Pro его будет объединять ценовая категория – слегка за двести долларов.
Q: Какая потребляемая мощность у 9800 Pro?
Для наглядности приведем небольшую диаграмму энергопотребления. Idle – режим простоя. Burn – режим загрузки.
При разгоне энергопотребление в режиме простоя повысилось на 14.9%, а в режиме загрузки – на 11.8%. Приведенные показатели мощности были отсняты нашими зарубежными коллегами с X-bit labs.
Q: Знаю, что Radeon 9800 Pro оснащается чипом R350 или R360. На каком чипе лучше брать, надеясь на хороший разгон?
Хороший разгон зависит только от одного - везения каждого конкретного покупателя. Если Вы купите Radeon 9800 Pro на чипе R360, это еще не будет означать, что карта обладает хорошим разгонным потенциалом. Единственное что Вы получите – это гарантию того, что при прошивке BIOS от 9800ХТ Вы не будете наблюдать артефакты в тестах Battle of Proxycon, Troll’s Lair и Ragtroll из тестового пакета 3DMark2003.
Нужен ли Radeon 9800 Pro 256Мб или хватит варианта со 128Мб памяти?
Как показывают тесты, 256Мб памяти на данной карте излишни и заметный прирост fps наблюдается лишь только в Doom3. К недостаткам можно отнести то, что такие карты оснащаются чипами памяти типа DDR-2. Вы наверняка знаете, что DDR-2 плохо масштабируется по частоте и сильно греется. Вцелом, карты с 256Мб памяти на борту не оправдывают себя.
Различные модели Radeon 9800 Pro
Q: Видел в продаже 9800 Pro Lite. Что за зверь такой? Это всего лишь обычный 9800 Pro построенный на референс-дизайне РСВ от Radeon 9700Pro. На карте присутствует разводка под Rage Theater. К негативным последствиям упрощения можно отнести ухудшение разгонного потенциала, но это компенсируется заметно более низкой ценой по сравнению с полноценныи Radeon 9800 Pro Reference. 9800 Pro Lite - довольно редкие карты и особой популярностью не пользуются.
Q: Слышал что есть Radeon 9800 Pro 128bit. Можно ли как-то визуально различить 128 и 256bit экземпляры? Отличить такие карты от полноценных не составит труда. Дело в том, что подобные видеокарты выполнены на дизайне, схожем с Radeon 9800SE(128bit)/9500Pro, имеют TSOP-микросхемы памяти и частоты - 325/580 МГц, вместо стандартных 380/680 МГц.
Выглядят данные карты так:
Как видите, характерные чипы памяти в TSOP упаковке и нестандартная PCB сразу позволяют определить что перед нами именно Radeon 9800 Pro 128-бит.
Q: Что означает приставка Ultimate Edition на картах Sapphire Atlantis Radeon 9800 Pro?
Это - все тот же Radeon 9800 Pro 256Мб, только с пассивной системой охлаждения от Zalman. Массивный радиатор справляется с нагревом карты, но после длительной работы под нагрузкой температура может зашкаливать за 70 С. Не рекомендуется устанавливать карту в плохо продуваемый корпус, но при этом система охлаждения занимает два соседних PCI слота. Из-за высокой цены эти карты так и не обрели популярность.
Q: Что еще за Radeon 9800 Pro MAXX?
По информации, собранной из разных источников, на данной карте установлено сразу два R350 чипа. Это - некий эксперимент канадской корпорации ATI по созданию графического акселератора с двумя видеопроцессорами. В продажу данные карты так и не поступили, да и вряд ли когда-нибудь поступят.
Разгон и BIOS
Q: Можно ли как-нибудь "на глаз" определить, хорошо будет гнаться карта или нет?
Конечно, но со 100%-ной точность этого сделать невозможно. Практика показывает, что лучше разгоняются карты с памятью Samsung. Также по сети ходит довольно таки интересная информация, что варианты 9800 Pro с серебристыми конденсаторами разгоняются лучше чем с черными. Важно также обратить внимание на "время доступа" памяти, которое можно узнать из маркировки на чипах.
Q: А можно ли зашить BIOS от 9800ХТ?
Да, в большинстве случаев можно прошить в карту BIOS от 9800ХТ. Если вы желаете действовать по принципу "прошил и забыл", то желательно, чтобы карта работала стабильно на частотах 412/730(ядро/память соответственно).
Многие пользователи говорили об увеличении разгонного потенциала памяти на 30-60Mhz после смены BIOS, что уже довольно таки неплохо. Заметьте, прошив BIOS от 9800ХТ на 9800 Pro с чипом R350, Вы будете наблюдать артефакты в таких тестах 3DMark2003 как: Battle of Proxycon, Troll’s Lair и Ragtroll. Но уверяю, подобные баги Вы будете наблюдать только в этих трех тестах и больше нигде, так что предлагаю не обращать внимания на этот досадный факт. Если Вы прошьете БИОС от 9800ХТ на Radeon 9800 Pro с чипом R360, то подобные неприятности обойдут Вас стороной.
Q: Что случится с картой, если я прошью на Radeon 9800 Pro 128Мб БИОС от 9800ХТ 256Мб?
Ничего страшного. Вы просто будете наблюдать артефакты в тех приложениях, которые используют более 128Мб видеопамяти.
Q: Я прошил другой БИОС и после перезагрузки наблюдаю черный экран. PCI видеокарты у меня нет, можно ли как-то откатится на родной БИОС вслепую?
Да. Существует такая утилита как ATIFlasher. Перед прошивкой BIOS вам необходимо прочесть прилагающий к программе Readme. Если вы будете точно знать, что делать - риск "запороть" BIOS будет значительно ниже. Принцип работы программы заключается в том, что она сохраняет оригинальный биос на дискету и, если после перепрошивки Вы увидите черный экран, следует всего-лишь подождать 30 секунд, пока система автоматически перепрошьет оригинальный биос с дискеты обратно.
Q: Многие оверклокеры снимают защитную рамку вокруг ядра. Зачем они это делают?
Снятие рамки может помочь разгону в случае, если Вы по каким-то причинам не желаете дорабатывать напильником подошву радиатора. После снятия рамки улучшается прижим, что, в свою очередь, может позволить Вам выжать еще несколько мегагерц из ядра вашей видеокарты.
Q: Блок питания какой мощности сможет нормально потянуть мой 9800 Pro?
Конечно, если у вас качественный блок питания от именитого производителя, то хватит и 300W. Если же какой-нибудь Noname, тогда ватт эдак в 350-400.
Q: Можно как-нибудь переделать мой 9800 Pro в FireGL?
Radeon 9800 Pro можно переделать в FireGL X2 или FireGL Z2. Есть множество способов: начиная от программной переделки с помощью драйверов Forsage и заканчивая перепайкой соответствующего резистора и последующей перепрошивкой BIOS от FireGL.
Q: Я заметил, что при разгоне частоты моей видеокарты сбрасываются на номинальные. Что делать?
Вся проблема в том, что срабатывает VPU Recover, который возвращает частоты в номинальный режим. Отключить VPU Recover можно через панель управления на одноименной вкладке "VPU Recover".
Q: От какого брэнда лучше покупать карту, надеясь на хороший разгон?
Бессмысленно искать определенный брэнд. Статистика говорит о том, что, независимо от производителя, все референсные карты имеют примерно одинаковый шанс хорошо показать себя в разгоне. Хотя есть небольшое исключение: почти все карты HiS Excalibur 9800 Pro IceQ стабильно показывают высокие частоты при разгоне. Но это во многом благодаря модифицированной системе охлаждения и специальному отбору карт.
На приведенной фотографии изображена модель HIS IceQ на базе Radeon 9800 Pro. Я думаю, в эффективности системы охлаждения платы можно даже и не сомневаться.
Q: Что такое AGP Side-Band Addressing(SBA) и есть ли способ его отключить?
SBA (адресация по побочной шине) - дополнительная 8-битная адресация, встроенная в AGP, что, попросту говоря, позволяет AGP-видеокарте запрашивать информацию через SBA и в то же время получать 32-битный поток данных через саму шину AGP. Благодаря этому, видеокарта получает по шине AGP 20 байт за 4 такта, вместо 16 без Side-Band Addressing, что мизирно увеличивает производительность видеосистемы. Отключение этой опции позволяет добится большей стабильности, что полезно для разгона. К сожалению, SBA на картах Radeon вшит намертво и никакие утилиты для настройки видеокарт Вам не помогут. Даже в утилитах для редактирования BIOS нет опции отключения SBA.
Q: Какова разница в производительности между режимом AGP4X и AGP8X?
Разница очень мала. Приблизительно 20 "попугаев" в 3DMark2001SE.
Q: Какое номинальное напряжение ядра и памяти, и до скольки его допустимо повышать при вольтмоде?
Номинальное напряжение на чип составляет 1.7В, но возможно небольшое колебание в приделах 1.7В. Если вы используете воздушное охлаждение, то рекомендуется остановиться на 1.85В или 1.9В. При более высоком напряжении карты греются весьма значительно и простой кулер может не справиться с поставленной задачей. Поднимать напряжение на ядре выше 2.1В без экстремального охлаждения вообще не стоит. Номинальное напряжение на память составляет 2.9В. Категорически не рекомендуется вольтмоддить память Hynix, ибо она очень чувствительна к повышению напряжения и было довольно много случаев, когда она горела уже при 3.1-3.2В. Память Samsung довольно восприимчива к вольтмоду. Средний вольтмод для них – это 3.2-3.3В. С хорошим охлаждением память будет работать и при 3.5-3.7В
Q: У всех Radeon 9800 Pro штатные частоты 380/680?
Нет. У GeiL GT2 Radeon 9800 Pro штатные частоты равны 445/740 (чип/память соответственно). У TYAN TACHYON G9800 Pro-M 128Мб они составляют 380/700. Но это всё были варианты с объемом памяти 128 мегабайт. Для карт с 256 мегабайтами памяти штатные частоты составляют 380/700.
Q: Как узнать по маркировке время доступа к памяти?
Часто время доступа - это последние две цифры в маркировке. Измеряется в наносекундах(нс). Чем меньше - тем лучше.
Марка | Время доступа | | Марка | Время доступа |
12 | 1.25 ns | | 2A | 2.86 ns |
14 | 1.429 ns | | 33 | 3.3 ns |
16 | 1.667 ns | | 36 | 3.6 ns |
18 | 1.818 ns | | 40 | 4.0 ns |
20 | 2.0 ns | | 45 | 4.5 ns |
22 | 2.2 ns | | 50 | 5.0 ns |
25 | 2.5 ns | | 55 | 5.5 ns |
2C | 2.67 ns | | 60 | 6.0 ns |
Q: Что эффективнее гнать: GPU или память?
При разгоне 9800 Pro увеличение частоты GPU дает больше прироста производительности нежели разгон памяти. Но, естественно, самый лучший вариант - это когда разогнаны и GPU, и память. Данная ситуация намного предпочтительнее той, когда разогнан только GPU, а память работает на номинальной частоте.
Производительность Radeon 9800 Pro
А теперь давайте рассмотрим производительнгость Radeon 9800 Pro в сравнении с конкурирующими аналогами. В качестве тестового образца была взята плата HIS Excalibur IceQ Radeon 9800 Pro.
Конфигурация тестового стенда:
- Процессор Intel Pentium 4 3,0 ГГц, FSB 800 MHz, HT, любезно предоставленный интернет-магазином Perfocard.net)
- Материнская плата DFI Infinity 875P
- Оперативная память: 2x512 Мб, PC3200 KINGMAX CL 2,5
- Жесткий диск Seagate ST340016A Barracuda ATA-IV ATA100 40 Гб
- Блок питания FSP Group PowerMan 350W
- Монитор HP D2845 Ergo 1600
- ОС MS Windows XP SP1
- Драйвера: ATI Catalyst 4.4, NVIDIA ForceWare 60,72
Тестирование проводилось в следующих программах:
- CodeCreatures Benchmark Pro
- Unreal Tournament 2003
- Comanche 4
- Quake III Arena (только AA+AF)
Quake III Arena
А начнем мы наше тестирование с легкой разминочки в Quake III. Для большей адекватности результата, тестирование проводилось при включенной анизотропной фильтрации максимально доступного уровня (8X у NVIDIA и 16X у ATI) и полноэкранного сглаживания четвертого уровня. Итак, результат не заставил себя ждать:
Весьма существенную роль в Quake III играет чистая мощь графического процессора, соответственно, результаты получились более чем предсказуемые.
На первое место, легонько поигрывая конвейерами, попадает Radeon 9800 Pro, с небольшим отрывом от лидера и вровень друг с дружкой идет парочка GeForce FX 5900XT/ASUS GE, затем на своей заслуженной середине Radeon 9600XT и аутсайдером плетется Radeon 9800SE.
Столь низкий результат у Radeon 9800SE на первый взгляд может удивить, но если мы посмотрим чуть подробнее на технические характеристики этой платы, причина столь низкого результата становится прозрачной – частота графического процессора при равном с R9600XT количестве конвейеров, у R9800SE значительно ниже. А в нашем тесте используется весьма ресурсоемкая коМбинация AA+AF, и при столь низкой частоте VPU беднягу R9800SE не спасла даже 256-битная шина памяти против вдвое меньшей у Radeon 9600XT.
Comanche 4
С легкой разминочкой в виде Quake III справились практически все участники нашего тестирования. Но давайте посмотрим, как поведут себя испытуемые в тесте посложнее – на этот раз им предстоит проходить полушейдерный Comanche 4, игру, отличающуюся довольно неплохой физикой:
А вот Comanche, как это нетрудно заметить, «любит» нВидию, и считает, что пилоту куда комфортнее летать на боевом вертолете именно с продуктами калифорнийской компании. Итак, на первом месте ASUS V9950 GE, за ним с небольшим отрывом в несколько десятых FPS идет младшой брат GeForce FX 5900XT и с довольно существенным отрывом – Radeon 9800 Pro. Картину, наблюдаемую на двух последних полосках, я думаю, можно предсказать вообще, не глядя на диаграмму – это R9600XT в середине и R9800SE в аутсайдерах. Но так же следует отметить, что отрыв последнего несколько сократился по сравнению с ситуацией в предыдущем тесте.
Unreal Tournament 2003
Потихоньку переходим от старых тестов к более новым и сложным. Встречайте, Unreal Tournament 2003:
Картина в UT2003 уже куда менее однозначна чем в прошлых двух тестах. Итак, в нижнем разрешении, 1024x768 полностью повторяется картина из Comanche 4 – 5900GE и 5900XT ноздря в ноздрю на первом месте, за ними 9800 Pro, и замыкают победоносное шествие 9600XT и 9800SE.
При повышении разрешения до 1280x1024 расстановка сил в целом не меняется, однако, отрыв R9800 Pro от лидеров чуть-чуть уменьшился, а отрыв двух аутсайдеров, наоборот, чуть увеличился.
И картина финальная, 1600x1200 – красный гигант, R9800 Pro вырывается вперед, на первое место, обходя на несколько десятых FPS двух калифорнийских братьев, отрыв аутсайдеров становится еще сильнее.
Именно так выглядит ситуация в UT2003 без включения функций для повышения качества – полноэкранного сглаживания или анизотропной фильтрации. Но давайте увеличим нагрузку путем включения анизотропии максимально доступного уровня:
Вот тут и раскрывается полностью потенциал Radeon 9800 Pro – с приличным отрывом красный гигант выходит на первое место, сместив 5900GE/XT на позицию вниз во всех разрешениях.
Расстановка сил среди двух завершающих парадное шествие радеонов осталась неизменной – по-прежнему на последнем месте R9800SE.
CodeCreatures Benchmark Pro
И напоследок, самый тяжелый из всех тестов, полусинтетический DX8-бенчмарк, имитирующий живую природу – CodeCreatures. Начнем традиционно с «чистого» режима:
Как и Comanche 4, данный тест видимо тоже неровно дышит в строну продуктов NVIDIA – отрыв калифорнийских братьев впечатляет. Однако, какова доля заслуги в этом тесте принадлежит драйверам? Nobody knows…
А теперь, внимание! Radeon 9800SE наконец-таки смог сровняться со своим младшим братом 9600XT! Именно в CodeCreatures большая пропускная способность памяти оказалась весьма кстати и пришла на подмогу слабенькому ядру.
А теперь дубль-два:
При включении анизотропной фильтрации максимального уровня расстановка сил несколько меняется. Старший из радеонов обретает свою привычную в подобных случаях уверенность и без особых проблем догоняет сладкую парочку GeForce FX 5900.
А вот для 9800SE прогноз как раз совсем неутешительный – включение анизотропии значительно ударило по производительности только начавшего восстанавливать свои позиции R9800SE и отправило его на заслуженное (?) последнее место.
Вместо заключения
Безусловно, в данном материале ответить на все возникающие вопросы не удалось, но 9800 Pro - это очень интересная карта, и пользователи, остановившие свой выбор на ней, безусловно поступили правильно. Данный материал будет дополняться, чтобы стать как можно ближе к идеалу и если пользователь, прочтя его, скажет: "теперь я знаю об этой карте достаточно", то я буду считать, что трудился не зря.