Компьютерный рынок - это как азартный ипподром. Тут есть бега, вокруг которых собираются профессионалы, любители и просто зеваки. До дорожкам стремительно бегут лошадки, роль которых в компьютерном мире занимают новинки. Иные бега поражают своим размахом, а иные скучны, как осенний дождь в середине ноября. Сейчас можно с полным основанием заявить, что рынок компьютерных комплектующих в общей своей массе заболотился. Есть только два сегмента, которые вызывают у публики неподдельную радость и азарт. Это рынок процессоров и графических плат. Удивительно, но два этих сегмента очень напоминают друг друга, тут есть два серьезных лидера, а все остальные играют роль статистов. Кстати, на графическом рынке официальным лидером продаж является Intel, но акселераторы этой компании не блещут производительностью, и поэтому интерес к ним минимальный.
ATI и NVIDIA борются за лавровый венок лидера. Явного фаворита выделить сложно. Компании на протяжении последних двух лет демонстрируют публике отменные акселераторы, попеременно удивляя мир новыми рекордами производительности. Можно с уверенностью сказать, что представленный в марте NVIDIA GeForce 6800 Ultra чип, до середины лета заставит работников ATI кусать локти за утраченное лидерство.
Сегодня мы кратко расскажем вам о новом детище NVIDIA.
Встреча начинается с знакомства. Разговоры о GeForce 6800 начались с опубликования первых результатов тестов. 12.000 очков в 3DMark 2003! Такой результат мог очаровать любого любителя компьютерных игр. Не секрет, что основной круг покупателей таких мощных графических акселераторов - геймеры. Плата оборудована 256 Мб памяти, которые смогут взять в себя самые изощренные текстуры. Кстати, разработчики предусмотрели возможность установки 512Мб памяти. Безусловно, плата с половиной гигабайта «мозгов» станет очень желанной игрушкой для многих. 222 миллиона транзисторов буквально отчеканят картинку до небывалого качества. Разработчики не забыли и о скорости работы памяти. Она имеет полосу пропускания 35.2 ГБ/c, данные поступают через 256-битный интерфейс. Пока на акселераторы будет устанавливаться память только от Samsung . Однако такая монополия не продлится вечно. Остальные производители стремительно подтягивают производство. Чип способен обрабатывать рекордное количество треугольников – 600 миллионов в секунду. 16 пиксельных конвейеров стремительно обсчитывают картинку. Кстати, прямой конкурент ATI Radeon 9800 XT имеет только 8 конвейеров. Кстати, он может обрабатывать только 2.0 вертексные шейдеры, а NVIDIA GeForce 6800 Ultra вполне знакома со спецификациями 3.0. Одним словом, перед нами - настоящий монстр.
Есть ли разочарования в этой плате? На этот вопрос трудно отвечать… Обидно, что плата поддерживает только DirectX 9.0 спецификации. Жаль, что битность каналов на обработку цвета осталась 10-разрядной. Безумно удивляет скорость работы графического процессора. Она составляет 400 Мгц. Осенью мы неоднократно слышали цифры 500, 600 и даже 700 МГц. Обманутые ожидания хуже несбыточных грез. Впрочем, частота есть следствие перегрева. По мнению некоторых, лучше пусть колотится пореже, зато делают это транзисторов побольше. Производительность есть почти произведение. Однако NVIDIA GeForceFX 5950 Ultra показывала в референсном исполнении 475 МГц. Можно, конечно, все обложить льдом и включить внештатные частоты. Однако оверклокеры вымирают, как белые акулы. В остальном для придирок причин не остается.
В таблице приведенной ниже мы столкнули спецификации трех самых мощных акселераторов на современном мировом рынке. Итак, перед нами спецификации ATI Radeon 9800 XT, NVIDIA GeForceFX 5950 Ultra и NVIDIA GeForce 6800 Ultra:
| ATI Radeon 9800 XT | NVIDIA GeForceFX 5950 Ultra | NVIDIA GeForce 6800 Ultra |
Кодовое имя | R360 | NV38 | NV40 |
Технология чипа | 256-бит | 256-бит | 256-бит |
Технический процесс | 0.15 Micron | 0.13 Micron | 0.13 Micron |
Число транзисторов | ~107 Миллионов (?) | 130 Миллионов | 222 Миллионов |
Шина памяти | 256-бит GDDR | 256-бит GDDR | 256-бит GDDR3 |
Полоса пропускания | 23.4 GB/s | 30.4 GB/s | 35.2 GB/s |
Пиксельный филрейт | 3.04 Gigapixel/s | - Texelrate (Color+Z): 1900 texel/s - Z-rate (Z): 3800/s - Stencilrate: 3800/s - Texturerate: 3800/s | unknown |
Max FSAA Mode | 6x | 4x / 4xMS+2xSS | 4x / 4xMS+2xSS |
Число просчитанных треугольников | 412 M Треугольников в секунду | 356 M Треугольников в секунду | 600 M Треугольников в секунду |
AGP шина | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x |
Память | 256MB | 128/256MB | 128/256/512MB |
GPU частота | 412 Мгц | 475 Мгц | 400 Мгц |
Частота памяти | 365 Мгц (730 DDR) | 475 Мгц (950 DDR) | 550 Мгц (1100 DDR) |
Память на референсной плате | Hynix BGA specified for 400 Мгц | | Samsung 600Мгц GDDR |
Вертексные шейдеры | 4 | FP Array | 6 Units |
Пиксельные конвейеры | 8x1 | 4x2 / 8x0 | 16x1 / 32x0 |
Текстурных блоков за такт | 1 | 2 | 1 |
Текстур в текстурном блоке | 8 | 16 | unknown |
Vertex S. Version | 2 | 2.0 | 3.0 |
Pixel S. Version | 2 | 2.0 | 3.0 |
DirectX | 9.0 | 9.0 | 9.0c |
FSAA Modi | MultiSampling | MultiSampling SuperSampling Mixed Mode | MultiSampling SuperSampling Mixed Mode |
Организация памяти | Hyper Z III+ | LMA II Optimized Color Compression | LMA III Optimized Color Compression |
Оптимизация | SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 | IntelliSample HCT | IntelliSample 3.0 |
Выходов на дисплей | 2 | 2 | 2 |
Ramdacs | 2 x 400 Мгц | 2 x 400 Мгц | 2 x 400 Мгц |
Бит в цветовом канале | 10 | 10 | 10 |
Дополнительно | TV Encoder On-Chip; FullStream Adaptive Filtering F-Buffer | TV Encoder On-Chip; Extended Progammability Adaptive Filtering UltraShadow | Video Processor and TV Encoder On-Chip; Extended Progammability Adaptive Filtering, True Trilinear Filtering, UltraShadow |
Цена при выпуске | $499 (старая цена при выпуске) | $499 (старая цена при выпуске) | $499 |
Уличная цена | ~ $365 | ~ $379 | - |
Тестирование
Существует множество приложений, которые позволяют протестировать графические акселераторы. На наш взгляд, самое интересное испытание новинке готовит DOOM III. Однако, этой культовой игры все еще не выпущено на рынок. Что может заменить это достойное приложение? Разумеется - Unreal Tournament 2004. Это игровое приложение отменно грузит видео процессор и способно выявить все его недочеты при вычислениях с большими текстурами.
Мы выбрали три теста, которые провели наши коллеги с http://www.tomshardware.com/. Они наилучшим образом демонстрируют борьбу между лидерами в различных разрешениях. Оцените работу NVIDIA GeForce 6800 Ultra, NVIDIA GeForceFX 5950 Ultra и ATI Radeon 9800 XT:
Картина получилась вполне прогнозируемая. Разумеется, на небольших разрешениях будет выигрывать ATI Radeon 9800 XT и NVIDIA GeForceFX 5950 Ultra. Они давят своего старшего брата частотами. Напомню, что частота работы графического ядра у NVIDIA GeForce 6800 Ultra несколько меньше, чем у конкурентов. А вот как только работы становится больше, то тут вся мощность новинки вылезает в производительность. Стихия NVIDIA GeForce 6800 Ultra - это обработка сложных сцен. Мощная память дает о себе знать. Если ее объем увеличить до допустимых 512 Мб, то разница станет еще очевиднее. Одним словом, на рынок пришел настоящий лидер.
Заключение
Как будут дальше разворачиваться баталии на рынке графических акселераторов? Ситуация легко читается. В конце мая на прилавки поступят первые образцы нового акселератора ATI и картина может несколько поменяться. Впрочем, NVIDIA почувствовала запах жареного и дать конкуренту догнать себя на ровном месте больше не позволит.
Дело осталось за малым. 500 долларов просят за NVIDIA GeForce 6800 Ultra большинство производителей. Вы готовы их выложить? Нам кажется, вы не пожалеете.