Тайваньская компания Silicon Integrated Systems на протяжении практически всей своей истории занималась разработкой и производством чипов бюджетного уровня, достигнув на этом поприще немалых успехов. Старые ИТ-"волки" прекрасно помнят отличные наборы системной логики от SiS эпохи еще i486-процессоров… За триумфом тех лет последовал некоторый спад, вызванный различными причинами, и Silicon Integrated Systems оказалась в тени более удачливых конкурентов - VIA и Intel. Но сегодня компания вновь, как и в старые добрые времена, на гребне успеха - она выпустила на рынок несколько чрезвычайно удачных наборов логики, которые при неплохих показателях производительности обладают важнейшим для украинского рынка свойством - низкой ценой.
Помимо чипсетов, SiS занималась и разработкой графических процессоров, которые, надо заметить, не блистали высокой производительностью в 3D-приложениях, будучи пригодными лишь для установки в "типичные" офисные ПК, где необходимость в акселерации не выходит за рамки требований популярной "Косынки". Однако и в сегменте трехмерных акселераторов компания решила сказать свое веское слово - и это, конечно, Xabre.
В настоящем тестировании мы решили познакомить читателя с новейшим решением Silicon Integrated Systems - графическим чипом Xabre 600 (а точнее, с картой от Triplex, построенной на основе этого процессора). Дабы не быть голословными, параллельно с результатами тестов Xabre 600 приводим также и результаты тестов одной из топовых моделей от Innovision - Inno 3D GeForce 4 Ti4600 (128 Мб DDR), которая выступает в роли "недосягаемого оптимума". Кроме того, приводятся также результаты тестов потенциального конкурента рассматриваемого устройства - GPU Radeon 9000 (64 Мб DDR) - ведь SiS позиционирует свой новый графический процессор как альтернативу ATi Radeon 9000/9000Pro, а также nVidia GeForce4 MX во всех ипостасях.
Как заявляет Triplex, Xabre 600 является первым видеочипом, выполненным с использованием технологических норм 0,13 мкм, что теоретически подразумевает неплохие возможности по разгону ядра этого GPU. Характеристики исследуемой карты следующие:
интерфейс: AGP 8X. Карта выполнена на печатной плате серебристого цвета (причина такой окраски - настоящее серебряное напыление) - эта плата достаточно невелика и напоминает видеоадаптеры эпохи GeForce 2. Сразу бросается в глаза небольшая по размерам система охлаждения, что заставляет еще раз вспомнить о техпроцессе 0,13 мкм и потенциальной "ненагреваемости" чипа Xabre 600.
Четыре чипа памяти, каждый объемом 16 Мб, размещены на лицевой стороне платы. Кстати, времени выбор памяти с временем доступа 3,3 нс вполне оправдан, так как частота ее работы подразумевалась равной 300 МГц (технология Duo300, о которой упоминалось ранее).
Чисто маркетинговым ярлыком можно назвать Pro8X8 - "зашифрованную" заявку о поддержке AGP 8X и DirectX 8.1. В данном случае поддержка AGP 8X не выглядит такой уж бесполезной и может здорово помочь карте с набортной памятью объемом 64 Мб при трансфере больших текстур.
Из аппаратных особенностей видеоадаптера от Triplex стоит отметить наличие сопроцессора SiS 301, который, впрочем, присутствует на всех картах, базирующихся на чипах Xabre. Как и его предшественник Xabre 400, Xabre 600 не имеет двух полноценных интегрированных RAMDAC, чем и объясняется присутствие SiS 301, обеспечивающего возможности "двухголовости" - клонирование изображения и расширение рабочего стола на второй приемник видеосигнала. Замечу, что SiS преуспела на этом поприще, в качестве второго приемника сигнала может служить либо монитор с подключением CRT или DVI, либо телевизор. TV-Out карт на базе Xabre заслуживает самой высокой оценки, качество изображения на TV заметно выше, чем у карт на основе чипов ATi, и сравнимо с качеством видеоадаптеров от Matrox. Если сопоставить цены этих карт, станет понятно, что решения на базе Xabre - однозначный выбор киноманов.
Для тестирования Xabre 600 мы загрузили с веб-сайта http://www.xabre.com/ драйвер последней версии, носящий гордое название Xminator II (версия 3.09.52). С легкой руки nVidia нынче практически все производители стали давать драйверам имена собственные - достаточно вспомнить Detonator, Catalyst и Hyperion.
Драйвер Xminator II обладает лишь необходимым минимумом настроек и посему практического интереса не представляет; куда более полезна утилита 3D Wizard, которая вызывается из "шлема" в системном лотке. Отрадно, что SiS допускает некоторые пользовательские вольности, заключающиеся в возможности разгона графического ядра и памяти видеокарты до 350 МГц. Мы, однако, не рискнули этим заняться и оставили частоты по умолчанию.
С помощью этой же утилиты можно управлять работой Xabre 600 в режимах Direct3D и OpenGL - хотя особым богатством настроек 3D Wizard не блещет, предоставляя лишь необходимую функциональность. С помощью 3D Wizard мы установили максимальную производительность Xabre 600 в OpenGL и Direct3D, а также отключили вертикальную синхронизацию, не лучшим образом влияющую на результаты тестов.
Интересна закладка Xmart - она позволяет задействовать фирменные технологии XmartVision и XmartDrive. XmartVision представляет собой систему изменения насыщенности и яркости видеоизображения, которое осуществляется при помощи постобработки сигнала на аппаратном уровне, а XmartDrive - "интеллектуальное" управление оборотами вентилятора карты в зависимости от температуры чипа.
Конфигурация тестового стенда |
Процессор | Intel Pentium 4 3,06 ГГц (FSB 533 МГц, Hyper-Threading disabled) |
Системная плата | AOpen AX45-8X Max (SiS648, AGP 8X) |
Оперативная память | 2 модуля Samsung PC3200 DDR SDRAM 512 Мб (CL 3) |
Жесткий диск | Seagate Barracuda ATA V 120 Гб ATA100 7200 об/мин |
Привод DVD-ROM | Asus DVD-E608 |
Системное программное обеспечение |
ОС Microsoft Windows XP Professional Service Pack 1 |
Microsoft DirectX 8.1b |
SiS AGP driver 1.13 |
SiS IDE driver 1.10 |
nVidia Detonator XP 41.09 |
SiS Xminator II |
ATi Radeon |
Тестовое программное обеспечение |
MadOnion 3Dmark 2001 SE |
Quake III Arena Pointrelease 1.32 |
Замечен интересный момент: SiS заявляет об автоматическом определении чипсетом графического интерфейса (AGP 1.0, 2.0 или 3.0). К сожалению, без дополнительных "телодвижений" это не соответствует истине. Как уже упоминалось, для тестирования видеокарты от Triplex использовалась системная плата на основе набора логики от той же Silicon Integrated Systems - SiS 648. Уж с родным-то чипсетом для Xabre 600 точно проблем не будет, подумали мы. Однако Xabre 600 упорно не хотел общаться с AGP-контроллером "на языке" 8X - чтобы это наконец произошло, пришлось загрузить с сайта производителя самую свежую (на момент тестирования) версию AGP-драйвера (1.13). Отметим, что в комплекте с материнской платой шел AGP-драйвер версии 1.10, установка которого в нашем случае к желаемому результату не привела - карта упорно включалась как AGP 4X.
После того как видеоадаптер "запел", можно было приступать непосредственно к тестированию производительности. Забегая вперед, скажу, что Xabre 600 вел себя достаточно предсказуемо, особенно если вспомнить потенциальных соперников этого GPU.
Тестирование
В "хрестоматийном" тестировании с помощью Quake III Arena Xabre 600 держался достаточно уверенно, выдавая очень неплохое количество кадров в секунду, и, следуя за "недосягаемым" лидером GeForce4 Ti 4600, сохранял практически постоянный отрыв. Потенциальный конкурент Radeon 9000 здесь остался далеко позади.
О чем можно сказать, судя по результатам прогонов в Quake III? Здесь мнения разделились: либо инженеры SiS действительно хорошо поработали над поддержкой OpenGL в Xabre 600, либо драйвера этого GPU просто-напросто "заточены" под конкретное популярное приложение, чем время от времени грешат различные производители. Естественно, хотелось бы думать именно о первом варианте.
Намного более интересны результаты тестирования при помощи популярного пакета 3DMark 2001 SE - несмотря на "синтетичность" тестов, это приложение позволяет получить картину производительности видеоадаптера в Direct3D. В целом, расстановка сил здесь аналогична предыдущему тестированию, однако обнаружились и некоторые любопытные факты…
В тесте Game 1 (Car Chase) производительность Xabre 600 стремительно падает в зависимости от разрешения. Продемонстрировав отличное число кадров в секунду при разрешении 640 x 480 точек (сравнимое с аналогичным показателем GeForce4 Ti 4600), в максимальном разрешении 1600 x 1200 Xabre 600 показал результаты примерно на уровне Radeon 9000.
Тест Game 2 (Dragothic) практически полностью повторяет общую картину оценки с помощью 3DMark 2001 SE - Xabre 600 сохраняет отрыв от потенциального конкурента Radeon 9000, теряя производительность в зависимости от разрешения более "круто".
Game 3 (Lobby) максимально сблизил Xabre 600 и Radeon 9000. Такое ощущение, что тестировался один и тот же видеоадаптер. В самом сложном и красивом тесте Game 4 (Nature) Radeon 9000 показал гораздо более высокую, нежели у Xabre 600, производительность.
Тест скорости заполнения показал, что здесь Xabre 600 ведет себя достаточно непостоянно - имея необъяснимый "провал" в разрешении 1280 x 1024 точек, но в целом сохраняя стабильность скорости закраски. Идентичная картина и при обработке сцены с большим количеством полигонов (на этот раз - с отсутствием провала в 1280 x 1024).
Результаты теста с рельефным наложением текстур (Environment Bump Mapping) несколько разочаровали - куда более дешевый Radeon 9000 оказался в этом тесте гораздо более быстрым. Совсем другая картина в DOT3 Bump Mapping - здесь карты-конкуренты поменялись местами. Производительность в спрайтовой графике у Xabre 600, опять же, оказалась более низкой, чем у Radeon.
Самыми интересными оказались тесты шейдеров. Судя по посредственным результатам тестирования вершинных шейдеров и совсем невзрачным - пиксельных, можно утверждать, что поддержка шейдеров у Xabre 600 отсутствует как таковая. Точнее, присутствует на уровне эмуляции средствами драйверов (одна из составляющих частей драйверов носит забавное название Vertexlizer), не имея при этом никакой аппаратной основы. Радует лишь тот факт, что SiS осознает необходимость поддержки шейдеров,- будем надеяться на аппаратное подспорье в следующих версиях графических процессоров. Справедливости ради отметим, что потенциальный конкурент, GeForce4 MX, также лишен аппаратной поддержки шейдеров, что вкупе с остальными факторами и определяет его достаточно невысокую цену.
Выводы
Выводы крайне неоднозначны. Показав в целом неплохую производительность и обладая очень качественным TV-выходом, эта карта, безусловно, найдет своего покупателя. На наш взгляд, SiS очень точно определила конкурентов Xabre 600 - как по производительности, так и по ценовому фактору (стоимость Triplex составляет $104).
Злую шутку в ближайшем будущем может сыграть отсутствие аппаратной поддержки шейдеров, которые все чаще применяются в трехмерных приложениях (то есть в современных играх). При прочих равных характеристиках, поддержка шейдеров - не роскошь, а суровая необходимость сегодня.
Итог: Xabre 600 более всего напоминает "разогнанный" Xabre 400. Остается только ждать Xabre II, который выходит в этом году, а также пожелать разработчикам не забыть в новом GPU о шейдерах.