Ситуация на рынке графических ускорителей в последнее время весьма и весьма интересная. Пожалуй, только ленивый не удосуживается хотя бы раз в неделю посмотреть, по крайней мере, заголовки новостных лент, пестрящих названиями вроде "Новый рекорд ATI в 3DMark 2005" или "Подробности NVIDIA GeForce 6200". Да, анонсы и первые тесты "монстров производительности" в лице ATI Radeon X800 XT и NVIDIA GeForce 6800 Ultra уже давным-давно отгремели. Обозреватели протестировали чипы, из которых каждая компания-производитель чипов выжала самые что ни на есть последние соки. Все многозначительно покивали головой с видом: "да, батенька, такого скачка производительности нам уже давненько не приходилось наблюдать". И действительно – ведь производительность новых топовых видеокарт, по сравнению с вчерашним Hi-End, который ещё совсем недавно казался недосягаемым пределом мечтаний для огромного числа страждущих по высоким fps и честной анизотропной фильтрации (эх, мечты, мечты), местами оказывалась больше ровно в 2 раза. Первые впечатления от тестов новинок у всех были близкими, без преувеличения, к состоянию "щенячьего визга", и всех, кто дотронулся или дотянулся тогда до первых сэмплов видеокарт на базе NV40 и R420, можно прекрасно понять – там действительно было чему восторгаться. А сейчас вот и новые "игрушки" как раз подоспели к новинкам, которые уже более или менее перестали быть дефицитом (весьма относительно, конечно) – всяческого рода 3DMark`и с пернатыми любимцами всех оверклокеров и просто сочувствующих образца 2005 года и рекордами энтузиастов в них с поставляемыми самими вендорами отборных сэмплов видеокарт и прочими-прочими радостями, которые имеют место быть вместе с ростом технологий.
Удручает другое. Да, 3DMark`и исправно появляются, и мы более чем уверены: они будут появляться если не каждый год, то с появлением новых достойных технологий – наверняка, а вот реальные игровые приложения, в которых хотя бы процентов на 50 были задействованы возможности шейдерной модели 2.0, по-прежнему можно пересчитать по пальцам. И вот именно данный факт удручает больше всего. Получается, что топовые решения покупаются только ради 5-7 реально существующих игр плюс пары-тройки синтетических приложений, которые могут загрузить эти карты на всю катушку? Ах, да, мы забыли про русалок Налу и агентов Руби – демки с их участием также не стоит сбрасывать со счетов. Бедняжку русалку от нечего делать – видимо, коротая деньки перед выходом Half-Life 2, который "близок к релизу как никогда" уже в течение настолько длительного периода времени, что ожидание Doom 3 уже никому не кажется ягодками, особо изощренные айтишники, изголодавшиеся по любви и обделенные вниманием своих боссов, которые не могут заставить бедняг заняться делом – уже даже начали лишать последних и так немногочисленных остатков одежды.
Однако это все лирика. Сейчас же ATI и NVIDIA озабочены совсем другими вопросами. Маркетинговые отделы как первой, так и второй компаний прекрасно слышали про такие вещи, как Low и Middle-End секторы рынка, которые приносят компаниям львиную часть бюджета, поскольку желающих получить карту за 500-700 вечно молодых и вечнозеленых американских президентов, чтобы насладиться вышеописанными радостями жизни, хотя и прибавилось в последнее время, однако той критической отметки, после которой наступают очереди за прилавками компьютерных фирм, состоящие целиком и полностью из страждущих получить X800 XT или GeForce 6800 Ultra, не достигли. Именно поэтому компании-производители чипов активно включились в ведение войн сначала на Middle-End, а в самом ближайшем будущем и на Low-End секторах рынка. Тем не менее мы сегодня хотели бы поговорить вовсе не о новинках ATI или NVIDIA в Middle-End секторах рынка. Да, они есть, в них есть много интересного, но в то же время до серийных плат в продаже дело пока не дошло, а когда дойдет, всерьез встанет другой вопрос – цена. Последняя, как известно, в случае новинок крайне негуманна к покупателям. В то же время стоит обратить свое внимание на рынок плат, базирующихся на графических чипах предыдущего поколения – ведь именно они в свете анонсов и начала поставок плат на базе новых чипов неминуемо дешевеют. Кстати сказать, подешевели они сразу после начала поставок топовых моделей видеокарт на базе NVIDIA NV40 и ATI R420. Цена же на данные решения куда более лояльна к покупателям, которые имеют достаточно ограниченный бюджет, но которым хотелось бы поиграть в игры хотя бы, что называется, по минимуму. Причем, покупателям, как показывает практика, всегда интересно узнать, что же будет включаться в тот самый минимум, и сколько можно получить за минимально вложенные деньги. Именно для этого мы рады предложить вам сегодняшний материал – тестирование Low Middle-End карт в 24 полусинтетических и игровых приложениях.
Sapphire Radeon 9600 Pro
Комплект поставки
Плата попала на тестирование в OEM-варианте, поэтому о богатом retail`е в нашем случае говорить не приходится:
• непосредственно сама плата;
• переходник разветвитель для VIVO;
• диск с драйверами.
Как и ожидалось, ничего лишнего нет. Даже кое-что отсутствует (переходник DVI-to-D-sub не помешал бы).
Дизайн и компоновка платы
Перед нами достаточно заурядное решение от Sapphire. Традиционный цвет платы и с виду неброская система охлаждения. Однако давайте рассмотрим плату более детально.
Плата несёт на борту 128 Мбайт DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 VIVO порт.
Для реализации возможностей VIVO на плате установлен традиционный для всех плат на базе графических процессоров от ATI собственный чип ATI Rage Theater, имеющий следующую маркировку: 213RT1ZUA43. Рассмотрение возможностей VIVO данной платы выходит за рамки данной статьи, а потому мы этот вопрос опускаем.
Карта оснащена 128 Мбайт DDR памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в обычной (TSOP) упаковке с разрядностью шины в 128 бит.
Память производства Samsung (K4D261638E-TC33) имеет время доступа 3.3 нс, что соответствует примерной частоте работы памяти в 300 МГц (600 МГц), на которой память, согласно спецификациям ATI по частотам для ATI Radeon 9600 Pro, и функционирует. Графический чип – также согласно спецификациям – работает на частоте 400 МГц.
Охлаждение не представляет собой чего-либо сверхординарного или выдающегося. Графический чип охлаждается всего лишь средних размеров вентилятором. Чипы ATI в этом плане менее привередливы, чем чипы NVIDIA – нагрев у них очень маленький. Это, к слову будет сказано, позволяет производителям (тому же "Сапфиру") выпускать видеокарты с пассивным охлаждением даже на Hi-End чипах (серия Ultimate у Sapphire), не особо боясь за то, что карты не смогут работать в таких экстремальных условиях. Для памяти, как с лицевой, так и с оборотной сторон печатной платы, никакого охлаждения не предусмотрено.
MICROSTAR FX5700-VTD128
Комплект поставки
В коробке с весьма интересным тематическим рисунком удалось обнаружить следующее:
• непосредственно саму плату;
• переходник DVI-to-D-SUB;
• видеокабель;
• переходник-разветвитель для VIVO ;
• 1 большой толковый мануал (по установке карты и программному обеспечению);
• 6 дисков с драйверами и различным программным обеспечением (MICROSTAR Multimedia Beyond 3D, MICROSTAR Media Center Deluxe 2, Intervideo WinDVD, Virtual Drive Professional, Adobe Photoshop Album SE);
• 5 игровых CD в оригинальной упаковке (The Elder Scrolls: Morrowind, Ghost Recon, Duke Nuken: Manhattan Project, Games Collection CD: The Sum of All Fears, IL-2 Sturmovik, Serious Sam: The Second Encounter, Rally Trophy, Beam Breakers, Zax: The Alien Hunter, Oni);
• небольшую наклеечку MICROSTAR.
Комплект поставки традиционно богатый у MICROSTAR. Этим компания выгодно отличается от достаточно большого числа брендов, что и позволяет (помимо высокого качества изготовления) ставить продукцию данной компании в ряд с брендами первого звена.
Дизайн и компоновка платы
MICROSTAR FX5700-VTD128 полностью базируется на референс-дизайне NVIDIA. Хочется отметить, что компоновка платы значительно упрощена относительно NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Разводка элементов PCB платы скорее напоминает NVIDIA GeForce FX 5600. Это весьма просто объясняется куда меньшими частотами работы FX 5700 по отношению к Ultra модификации, а также использованием обычной памяти DDR1 (напомним, что NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra использует дорогостоящую и требующую особого внимания к тепловыделению память DDR2).
Плата имеет традиционный для MicroStar ярко-красный цвет текстолита и несет на борту 128 Мбайт DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов для платы с VIVO: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 VIVO-порт. Возможности TV-OUT реализуются посредством самого чипа NV36.
Реализация возможностей VIVO на плате предусмотрена традиционным для NVIDIA-плат чипом Philips SAA7108AE.
Карта оснащена 128 Мбайт DDR-памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в обычной (TSOP) упаковке с разрядностью шины в 128 бит. Память производства Samsung (K4D261638E-TC 3.6) имеет время доступа 3.6 нс, что соответствует частоте работы памяти в 275 МГц (550 МГц), на которой память и функционирует. Графический чип, согласно спецификациям, работает на частоте 425 МГц.
Полюбуемся также непосредственно на сам графический чип NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra.
Как видно из маркировки, чип выпущен на 44-й неделе 2003-го года и имеет ревизию A1.
Система охлаждения не страдает излишней "навороченностью". Для микросхем памяти охлаждения не предусмотрено никакого. Для медленной 3.6-нс памяти оно не нужно. Охлаждение же графического чипа NV36 реализовано установкой средних размеров вентилятора. Со своей задачей система охлаждения справляется просто замечательно. Многочасовое тестирование в 3D (в том числе и в разогнанном режиме) не дало поводов для сомнений. Все тесты плата прошла без проблем