Если верить результатам опросов, у россиян появилась новая мечта - домашний театр. Следует заметить, что план приобретения «дом-театра» – как раз из тех, которые при желании быстро воплощаются в жизнь. Цена на бытовые DVD-плееры нынче снизилась до предела. Да и наличие DVD-драйва в компьютере стало стандартом де-факто. То бишь на чем крутить DVD-диски – теперь не проблема. Дело за малым: выбрать многоканальную акустику.
С чего начать? С трезвой оценки своего слуха! И потом, что предпочтительнее, чтобы было красиво, или чтобы звучало на все сто? И то и другое? Тогда выйдет дороговато... А найти компромисс не так просто, как кажется. Сегодня на рынке появляется все больше моделей театральной акустики, которая вполне сносно звучит и выглядит ну очень привлекательно. К данной категории относится преобладающая часть продукции, выпускаемой под торговой маркой Dialog.
|
Модели из новой линейки (JAZZ) активных акустических систем формата 5.1. |
Компания «Диалог» была основана в 1988 году. Штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге. Основное направление деятельности – дистрибуция массовых мультимедиа акустических систем, недорогих микрофонов и гарнитур, всевозможных манипуляторов и клавиатур. Компания постоянно обновляет и расширяет модельные ряды, делая упор на качество и надежность. Последнее достигается за счет применения перспективных технологий и материалов.
Так, в свежайшей серии JAZZ используются одни и те же надежные динамики (оптимизированы по цене) и проверенная в деле электроника-усиление, различается только внешнее оформление. Корпус сабвуфера имеет практически одинаковый объем, а сателлитные колонки работают в той области частот, где объем акустического оформления не сказывается существенным образом. Остаются лишь возможные резонансы корпуса и паразитные вибрации диффузоров, в остальном же акустика Dialog должна звучать примерно одинаково (естественно, в рамках определенного модельного ряда).
|
Модель Dialog J-105-5C. |
|
А это тестируемая Dialog J-105-5CT. |
Упаковка +
Спецификация
(по сведениям, заявленным производителем)
Dialog J-105-5CTТ |
Мощность, Вт RMS | 60 + 5 х 20 |
Полоса воспроизводимых частот, Гц | 20..20000* |
НЧ-динамик | Сабвуфер 6.5" |
СЧ-динамик | 3” |
ВЧ-динамик | 1” |
Магнитное экранирование | Да |
Соотношение сигнал/шум | 75 дБ |
Размеры корпуса сабвуфера (В х Ш х Г), мм | 380 x 220 x 300 |
Размеры корпуса тыловых сателлитов (В х Ш х Г), мм | 200 x 115 x 130 |
Размеры корпуса центрального и фронтальных сателлитов (В х Ш х Г), мм | 130 x 330 x 115 |
Материал корпусов | ДВП толщиной 12 мм |
Входы | 3 стерео на разъёмах RCA шестиканальный 5.1 на разъёмах RCA компонентный DIN G9 |
* - неравномерность не указывается |
Длина «акустического» кабеля: по 2 метра на фронты и центр, по 6 метров на тылы. В комплекте также имеется 2 многоканальных шнура («тюльпаны» на «тюльпаны» и аудио-миниджеки на «тюльпаны»), так что подключение к компьютеру или бытовому DVD-плееру пройдет без проблем.
Технические решения
Сабвуфер выполнен по классической схеме, но в современной интерпретации: цилиндрический порт фазоинвертора выведен спереди, а динамик – с боку.
|
Cтатный сабвуфер. |
Все входы-выходы расположены с тыльной части. Управление – полностью цифровое. Настройки (например, уровень сабвуфера) можно выполнить как пульта дистанционного управления, так и с помощью кнопок на лицевой панели. Индикация яркая, точность графического отображения численных величин, в общем-то, средненькая, как и у всей аппаратуры данной ценовой категории. Дискретность «палочек», отображающих уровень сигнала, высокой не назовешь. При достижении регулируемого параметра среднего значения количество засвечиваемых «палочек» увеличивается, что весьма полезно.
|
Регулятор общей громкости - безупорный. |
В предыдущих линейках применялся моторизованный привод: регулятор общего уровня громкости вращался вслед за командами, выполняемыми с дистанционного пульта. Подобные решения типичны для дорогой Hi-Fi-аудиотехники, но для массовой мультимедии – исключение. Что касается линейки JAZZ, то моторизованный привод появится в рождающихся моделях J-106 и J-107.
В сателлитах используются ВЧ-динамики, диффузор которых выполнен их пластика и облагорожен металлическим напылением. Подобные головки сейчас ставят сплошь и рядом, причем даже в недешевых музыкальных центрах.
|
«Красота – страшная сила!». |
Среднечастотные динамики тщательно задрапированы. Ребёнку аль котёнку до них не добраться – это плюс. К фронтальным сателлитам декоративную подставку (из дерева, с мягкой «прокладкой») по желанию можно не прикручивать. Тыловые сателлиты уже готовы, чтобы повесить на стену, или поставить на полированную мебель. Странное отверстие (для вентиляции?) – не помеха, отодвигать колонку от стены совершенно излишне.
| |
Тыловые сателлиты: вид спереди и сзади. |
Как и все модели линейки JAZZ, тестируемая J-105-5CT, помимо очевидного стерео входа – кстати, продублированного трижды, – имеет полноценный многоканальный вход, именуемый «5.1» (пара фронта, пара тыла, центр – все широкополосные, итого пять каналов, плюс исключительно низкочастотный сабвуферный). При подключении к данному входу многоканальной аудио карты (или бытового DVD плеера с выходом «5.1») сабвуферный канал будет честно работать в обособленном режиме. Т.е. в отличие от привычной коммутации стерео, когда электроника «автоматом»фильтрует самых низкие частоты и посылает обработанный таким образом сигнал на сабвуфер, в пресловутом режиме «5.1» бас зазвучит только в том случае, если на сабвуферный вход прямохонько и с источника идёт-поступает соответствующий сигнал. Другими словами, если подать стереозвук (!) на вход «5.1», то сабвуфер J-105-5CT будет молчать. Даже если все шесть каналов-выходов источника подключены правильным кабелем ко всем шести каналам-входам нашей акустики. Вышесказанное справедливо для любой модели линейки «JAZZ».
|
Коммутационное хозяйство. |
В продвинутых аудио картах типа Audigy2 предусмотрено программное перенаправление (bass redirect) низкочастотного сигнала на сабвуферный канал, поэтому при воспроизведении обычного стерео звука нет нужды переподключать шнуры с «5.1» на привычный стерео вход. Бытовые DVD плееры оборудованы помимо шестиканального выхода «5.1» еще и обычным стерео выходом, посему Dialog J-105-5CT разумно подключить двумя раздельными шнурами: один для озвучивания стерео, а другой - для театрально многоканального звука. Очень хорошо, что входы Dialog J-105-5CT переключаются с «дисташки».
Отдельной похвалы заслуживает пульт дистанционного управления. Изящный, удобный, интуитивный. Оперативно подстроить соотношение громкости тыловых и фронтальных каналов - всегда под рукой, рядышком с общим уровнем громкости. В фильмах (особенно дублированных на русский язык) тыловые каналы идут частенько с заниженным уровнем, посему очень важно быстренько исправлять ситуацию. Иногда в треках к концертам слабо прописан центральный канал, на что обращать внимание нет особого смысла.
|
Пульт дистанционного управления. Завидная стройность. |
Экспертное прослушивание
В качестве «референсной» использовалась шестиканальная акустическая система:
• Creative MegaWorks 510D (заведомо более высокого класса, чем нынешние модели Dialog серии JAZZ)
Задействованные источники звука:
• многоканальная саунд карта Creative Audigy2
• типичный портативный МР3 плеер, подключенный через выход на наушники
• бытовой DVD плеер Pioneer 565-A с выходом 5.1
Очень порадовало, что у J-105-5CT средние частоты (~1..4 кГц) не выпирают и не раскрашивают звук до неприличия. А ведь подобным грешит большинство комплектов театральной акустики минимальной стоимостью. Конечно, микродинамика в области средних частот совсем не та, что на истинно Hi-Fi акустике, но этого следовало ожидать при десятикратной (а то и более!) разнице в цене.
Коварность кроется в подключении по входу «5.1». Поскольку все сателлиты J-105-5CT, включая фронт и центр, воспроизводят частоты начиная с ~200 Гц, то низкие мужские голоса (никогда не добавляемые звукорежиссерами в фильмах на сабвуферный канал) звучат ущербно. Соответственно, аналогичная картина и с прочими не попавшими на сабвуфер звуками, частоты которых распространяются ниже 200 Гц. Таковые либо вообще не озвучиваются, либо пробиваются с большим трудом. Парадоксально, но факт, при подключении к стерео входу задуманная как многоканальная J-105-5CT звучит приятнее. Объяснение тривиально: при даунмиксинге в стерео сабвуфер берет на себя озвучивание частотных составляющих ниже 200 Гц со всех сателлитных каналов. Вдобавок, исключается зависимость от режиссерских капризов (в разных фильмах сабвуферный канал загружается по-разному). Несколько выручает регулировка НЧ тембра, распространяющаяся на все сателлитные колонки независимо от подключения, но тут требуется попредержать пыл сабвуфера, иначе с басом перебор выйдет.
Разделения между каналами –45 дБ для воссоздания глубины сцены в стерео эффектах маловато будет. А вот для окружающего шестиканального звука с активным задействованием тыла – очень даже неплохо.
Высоких частот для игр и кино достаточно, а повышенные искажения в данной области, обусловленные экономичными «пищалками», заметят немногие. Завальчик-провальчик на высоких, наиболее заметный в стерео, отчасти компенсируется «бортовым» ВЧ тембром.
Бас как таковой присутствует. И даже более того, способствует выработке адреналина. С точки зрения музыкальности при строгих требованиях к атаке и минимализму послезвучий, бас, выдаваемый сабвуфером J-105-5CT, вовсе не шикарен. От излишнего бубнения и гудежа на том или ином музыкальном материале придется избавляться посредством подстройки уровня сабвуфера и НЧ тембра. По меркам театрального звука, сабвуфер глубоко не пашет, но и «борозды не портит». На том и спасибо.
Стилистически J-105-5CT наиболее удается танцевальная и поп музыка, с джазом и классикой отношения натянутые, но без антогонизмов.
Рационализаторское предложение
Первым делом: снизить частоту раздела между сабвуфером и сателлитами, хотя бы центрального и фронтальных каналов! Лучше пусть рабочая полоса частот сателлитов заходит в область частот сабвуфера, чем наоборот. Переделывать корпуса сателлитов особой нужды нет: они способны с успехом выдержать гораздо более низкие частоты.
Вторым делом: для потребителей с повышенными требованиями к звуку выпустить специальную серию с продвинутыми СЧ и ВЧ динамиками (тогда и более качественного усиления не понадобится?). В результате если стоимость втиснется в 200 уе, то обозримым конкурентам придется несладко. Кстати, на текущий момент альтернатива это Edifier R501 (~115$, хороший бас) и Sven IHOO-IR (~155$, хороший фронт-центр), но они оба не такие симпатяги, как Dialog серии JAZZ.
Третьим делом: подразобраться с сабвуфером, возможно поставив фильтр, чтобы не перегружать усилитель с динамиком непосильными басами. Пусть сабвуфер воспроизводит далеко не с 20 Гц, но зато без искажений и размазывания панча во времени.
Заключение
Крепко сделанные акустические системы. Изначально ориентированы на озвучивание всевозможных игр и кино в «домтеатре» начального уровня, без каких либо поползновений в сторону вотчины Hi-Fi стерео. Неоспоримое достоинство – демократичная, ничуточку не завышенная цена. К тому же дизайн современный, без вычурных дешёвых глупостей. Солидный сервис, явно выше начального уровня. В плане звучания ничем не уступают конкурентам (в категории от 100 до 150 уе). А что еще надо, чтобы позабыть про непогоду?
Dialog J-105-5CT |
За | Против |
• Неплохое звучание в довольно широкой полосе частот (для данного класса акустики) • Хороший пульт дистанционного управления • Сабвуфер не выбивается из строя • Впечатляющая мощность • Дорогой внешний вид • Заботливая комплектация • Руководство пользователя на понятном русском языке | • Упрощенное звучание на средних и высоких частотах • Сабвуфер реально ощущается с ~45 Гц • Высоковатая частота раздела, сказывающаяся при подключении по входу «5.1» |