В этом обзоре мы собрали мощные, но простые графические редакторы, способные придать профессиональный блеск любительским снимкам Еще совсем недавно в распоряжении фотографа был только аппарат, темная комната с химикалиями да богатое воображение. Остается только удивляться мастерству профессионалов, которые даже в таких условиях ухитрялись создавать настоящие шедевры. Сегодня все химикалии и темная комната в придачу помещаются в ноутбуке, который можно всюду таскать с собой,- в виде фоторедактора.
Вашему вниманию предлагается девять таких программ. Посмотрим, насколько способны они исправить ошибки матушки-природы.
В качестве образца для сравнения мы выбрали Adobe Photoshop Creative Suite, а в качестве теста - фотографию женщины-докладчика, сделанную на 35-миллиметровой пленке. Качество снимка так себе: экспозиция не выдержана, глаза красные, как у кролика, резкость - ну просто никакая. Наконец, прежде чем оцифровать фото, следовало бы хотя бы пыль со сканера стереть… Впрочем, наша задача требует именно таких условий: мы хотим "почистить" это посредственное фото, удалить фон и поместить докладчицу вместе с трибуной на более симпатичную подложку, сфотографированную с помощью цифровой камеры. Кстати, у снимка с подложкой выдержка тоже недостаточная, да и пейзаж в окне скучноват, так что заменим его на фотографию голубого неба, тоже цифровую.
Затем мы хотим оставить возможность независимого редактирования фона и переднего плана. Для того чтобы упростить управление тем и другим, нам нужно каждое изображение поместить на отдельный слой. Наконец, добавим остроумный заголовок и обрежем края, чтобы получившаяся картинка имела размер 20x25 см.
Какая же из девяти программ позволит сделать все, что мы задумали? А может быть, какие-то из них даже дадут возможность приблизится к качеству нашего эталона? Посмотрим.
Возможности: где много, а где - не очень
Разумеется, самый мощный из рассматриваемых графических редакторов - Photoshop Creative Suite. Кто бы сомневался, учитывая его умопомрачительную стоимость - $649. Однако с точки зрения удобства и понятности интерфейса некоторые из тестируемых программ, такие как Jasc Paint Shop Pro и Microsoft Digital Image Pro 9, не только не отстают от этого продукта, но даже превосходят его.
Лучшим фоторедактором мы признали Paint Shop Pro 8: он ловко управляется со слоями и имеет самый гибкий набор инструментов, лишенный ограничений, обычно накладываемых автоматизированными мастерами (wizards). Кроме того, многие инструменты этой программы понятнее, чем их аналоги в Photoshop.
Microsoft Digital Image Pro 9 также показал себя мощным фоторедактором. Его панель задач особенно хорошо подойдет начинающим. К сожалению, стоит только немного освоиться - и эта же панель задач превращается в ограничитель, не позволяющий реализовать то, что хочется.
Ulead PhotoImpact 8 - тоже хороший редактор, но его интерфейс иногда ставит в тупик. Полный набор функций для создания контента и веб-публикаций хоть и хорош, но занимает много места в меню, где нам скорее хотелось бы видеть функции фоторедактирования.
Тем, кому не нужны все эти излишества, более предпочтительным покажется лучше организованный интерфейс Paint Shop Pro 8, Digital Image Pro 9 или Adobe Photoshop Elements 2. Из этих трех программ Photoshop Elements нагонит больше всего страху на новичков, решивших заняться цифровой фотографией. Правда, мы обнаружили в нем много простых пошаговых руководств, называемых "рецептами",- они позволили нам выполнить большинство задач, не обращаясь к руководству пользователя или к электронной справочной системе. Однако в целом таких рецептов недостаточно.
В ArcSoft PhotoStudio 5.5 есть несколько интересных инструментов, но отсутствуют главные функции. За электронной справкой лучше не обращаться - справочная система у этой программы худшая из всех. Никаких контекстных подсказок, а меню помощи сделано в стиле Win 95.
Редактор Roxio PhotoSuite 5 Platinum Edition весьма далек от идеала, зато отлично подойдет для начинающих. На первый взгляд он довольно прост, но это впечатление обманчиво. В окне показано только несколько пиктограмм, соответствующих разным задачам, и пара категорий редактирования, так что мы даже решили, что не сможем выполнить наш тест. Тем не менее программа, к нашему удивлению, выполнила практически все, что было нами запланировано. Правда, опытным пользователям, вполне возможно, будет тесновато в рамках мастеров, и они будут страдать от недостаточных средств ручной настройки.
Некоторые участники соревнования сошли с дистанции по ходу выполнения теста. У CorelDraw Essentials 2, SmartDraw Photo 2 и Broderbund The Print Shop Pro Publisher Deluxe 20 просто не оказалось нужных инструментов. Print Shop Pro 20 ведет свое происхождение от почтенной DOS-программы, с помощью которой в середине 80-х годов делали растровые изображения для плакатов в вузовских буфетах. Эта программа и сейчас рассчитана главным образом на создание постеров, открыток, календарей и т.п. В ней недостает многих элементарных функций редактирования. CorelDraw Essentials, несмотря на посулы "мощных инструментов фото-ретуши", оказалась слишком слабой для нашего проекта. А SmartDraw Photo претендует на звание "мастера на все руки" для новичков и еще, кроме прочего, имеет средства организации хранения фотографий и их публикации в Интернете. Однако если говорить о функциях редактирования, то возможности практически всех их оказались либо недостаточными, либо плохо реализованными.
Ближе всего к эталону - Adobe Photoshop Creative Suite - оказались Adobe Photoshop Elements 2, Ulead PhotoImpact 8 и Jasc Paint Shop Pro 9. То, какой из них подойдет именно вам, в значительной степени зависит от ваших индивидуальных привычек по редактированию фотоизображений. Для того чтобы извлечь максимальную пользу из PhotoImpact или Photoshop Elements, нужно хорошее знакомство с инструментами в стиле Photoshop. Дополнительным доводом в пользу применения PhotoImpact может быть ориентация изображений для Интернета. Интерфейс Paint Shop Pro более дружественный - и по мере приобретения опыта в редактировании фотографий вы будете все полнее использовать его инструменты.
Задача 1. Косметический ремонт
Если у вас на руках оказывается фотография скверного качества, остро нуждающаяся в коррекции, лучше всего начать с удаления пыли. По эффективности этой операции с Photoshop CS смог сравниться лишь Adobe Photoshop Elements. Результаты работы Paint Shop Pro и Digital Image Pro были удовлетворительными, а у некоторых остальных редакторов соответствующие функции оказались неэффективными или просто грубо сработанными. Например, в случае с Print Shop Pro 20 и PhotoImpact нам не осталось ничего лучшего, кроме как вооружиться кистью клонирования и стирать ею каждую пылинку отдельно. В ArcSoft PhotoStudio параметры, выставленные по умолчанию, превратили картинку в мешанину цветовых пятен а-ля импрессионизм - пришлось настраивать фильтр вручную. Стандартные настройки Photoshop Elements оказались куда более удачными, и пятен было не очень много.
Зато с удалением из глаз красных отблесков приложения справились куда успешнее. И здесь бесспорным лидером стал Paint Shop Pro. Вместо того чтобы просто поставить на сетчатке темную точку или уменьшить интенсивность красного цвета, как это делается в большинстве остальных фоторедакторов, в Paint Shop Pro дефектная область действительно заменяется фоном, взятым из окружающей области глаза, и этот фон - цвет, размер, блеск вид глаза - можно настраивать. (Да, именно так: вы можете убрать красные точки даже из глаз любимой собаки!)
На противоположном конце шкалы оказался SmartDraw Photo. Этот редактор "отличился" исключительно плохой функцией коррекции, где есть только три стандартных размера и нет настройки прозрачности. На радужную оболочку глаза помещается пятно чистого черного цвета (отчего наша докладчица стала выглядеть как злобная инопланетянка, объявляющая о планах завоевания Земли).
Если на фотографии есть более крупные дефекты, чем следы пылинок, то для их устранения понадобится программа с инструментами коррекции или клонирования, которые позволяли бы скопировать расположенные рядом фрагменты и заполнить ими дефектные места. У нас было два таких "кандидата" на применение коррекции и клонирования: длинные волосы, спадающие на лицо докладчицы, и кабель микрофона, заслоняющий ее левую руку. То и другое нужно было убрать, прежде чем отделять передний план от фона.
При выполнении этой задачи бесспорным лидером оказался Microsoft Digital Image Pro. В большинстве остальных программ от пользователя требовалось аккуратно пройтись клонирующей кистью по кабелю микрофона. Но в Digital Image Pro и оказалось достаточным очертить объект инструментом Smart Erase, чтобы программа автоматически удалила этот объект. Результат оказался очень правдоподобным. Осталось всего лишь пару артефактов, которые мы удалили традиционным инструментом клонирования.
В CorelDraw Essentials кисть клонирования была практически бесполезной, а в SmartDraw ее и вовсе не оказалось. Вместо нее мы воспользовались универсальным корректором, но он не смог удалить на тестовом фото ни волосы со лба, ни кабель микрофона, так чтобы не осталось грязных пятен и артефактов. В Print Shop Pro 20 - всего шесть размеров клонирующей кисти и никаких средств ее настройки, пришлось жестоко порезать лицо бедной женщины, чтобы удалить волосы с ее щеки.
Вырезаем по контуру
Наконец, мы были готовы к основной хирургической операции: отделить докладчицу с трибуной от всего остального. Это оказалось непросто, так как из-за низкой контрастности изображения программам было трудно найти границу между передним и задним планом. Даже мы не всегда могли определить, где кончаются волосы и начинается фон.
Проще всего удаление фона прошло в Photoshop Elements и Paint Shop Pro - обе программы имеют функцию выделения фона в стиле Photoshop. Как и в случае с обычной функцией удаления, ее достаточно просто перенести на рисунок - соблюдать особую точность не обязательно. Смышленая программа сама по изменению цвета "вычислит" границы объекта и удалит фон. Но и в этом случае, для того чтобы выделить прическу, нам пришлось прибегнуть к инструменту Smart Edge в Paint Shop Pro и к Magnetic Lasso в Photoshop Elements. Эти инструменты автоматически проводят границы выделения по областям с высокой контрастностью, которые находятся поблизости от движущегося курсора,- это гораздо проще, чем пытаться обвести контур изображения вручную.
Paint Shop Pro занял лидирующую позицию благодаря тому, что его функция удаления фона, по сравнению с Photoshop Elements, создает более плавный контур с меньшим количеством "рывков". Photoshop Elements отставал от мыши и иногда "промахивался" мимо края изображения, удаляя больше, чем хотелось бы. Достойно показал себя PhotoImpact - правда, инструмента удаления фона там нет, но зато его магнитное лассо отлично распознает края, а система задания кривых Безье по опорным точкам позволяет выровнять созданное выделение. Этим PhotoImpact выгодно отличается от большинства остальных приложений, где границы выделенной области не подлежат изменению. В фоторедакторе CorelDraw Essentials магнитного лассо и вовсе не оказалось. Пришлось воспользоваться обычным произвольным выделением и автомаскированием - и все равно нам не удалось точно выделить наш не очень хорошо освещенный объект.
Прежде чем поместить наше изображение на новый фон, нужно было смягчить края, чтобы создать иллюзию пространства между передним и задним планом. В большинстве программ есть функция размытия краев (правда, в Print Shop Pro 20 ее не оказалось). Наименее удачным результат получился у ArcSoft PhotoStudio: Вдобавок, в этой программе нам удалось применить функцию "мягких краев" только после добавления фона на новый слой композиции. И все равно размытые края выглядели совершенно ненатурально - словно изображение просто вырезали и вклеили. В Print Shop Pro 20, где сглаживания вообще нет, наша фотография смотрелась примерно так же, напоминая детскую цветную картинку-липучку.
Задача 2. Коррекция на скорую руку
Новый фон также нуждался в обработке. На наше счастье, настройка яркости, контрастности и насыщенности цветов практически во всех редакторах выполняется быстро и просто. Особенно высоко мы оценили функцию Quick Fix в Photoshop Elements и еще выше - One Step Photo Fix в Paint Shop Pro. Quick Fix требует отдельной операции для настройки каждого параметра, такого как резкость и цвет, а One Step Photo Fix действует как цельный сценарий. В Paint Shop Pro нам не пришлось подбирать каждое значение вручную: все было сделано автоматически на достаточно высоком уровне. Напротив, результаты работы мастера PhotoDoctor из Roxio оказались плачевными - была выбрана чересчур большая экспозиция, так что пришлось исправлять все вручную, при помощи шкал с бегунками.
Для тех случаев, когда нужно точно выставить цвет и свет, на наш взгляд, лучше всего подходят средства управления уровнями в стиле Photoshop, где можно выбирать экспозицию светлых и затененных участков по x-оси гистограммы. Гистограмма представляет собой график, на котором отображается количество информации для каждого цветового канала изображения (говоря простым языком, количество светлых и темных пикселей): чем темнее - тем левее, чем светлее - тем правее. Управление уровнями есть в Photoshop Elements, Paint Shop Pro, Digital Image Pro и PhotoImpact, однако в PhotoImpact. Кроме того, есть и другие удобные средства ручного управления, такие как тоновая карта (с помощью которой удобнее перераспределять цвета, чтобы восстановить баланс или устранить нежелательные тени) и отдельные гистограммы для ярких цветов, средних тонов и теней (для сверхточного управления контрастностью).
Все фоновое изображение выглядело несколько косовато - его нужно было немного повернуть. В Print Shop Pro 20 эта операция выполняется очень грубо: фоторедактор допускает поворот только на 90°. Для нескольких последовательных поворотов необходимо импортировать изображение в проект. В других программах - PhotoSuite, Paint Shop Pro и Digital Image Pro - для того чтобы спрямить изображение, достаточно функции выравнивания и экранной линейки. В ArcSoft PhotoStudio выравнивающей линейки не оказалось, и повернуть изображение на доли градуса не удалось - только на целые градусы. А ведь для того чтобы картинка смотрелась хорошо, очень часто нужно только слегка ее "подтолкнуть".
Задача 3. Слой на слой
Любой серьезный редактор позволяет разделить изображение на слои, чтобы поместить туда различные фрагменты и редактировать их отдельно друг от друга. Для нашего изображения хотелось бы создать три слоя: на один поместить докладчицу вместе с трибуной, на второй - комнату с окнами, на третий - небо за окном. Затем уже можно было бы подбирать цветовую гамму для каждого слоя в отдельности, изменять размеры изображений, после чего слить все вместе в один рисунок.
Поддержка слоев четко разделила тестируемую группу на две части: действительно хорошие графические редакторы и те, которые только претендуют на это звание. В SmartDraw Photo слоев вообще нет; нам пришлось выделить изображение докладчицы и трибуны и просто вставить его в фоновое изображение (комнаты с окнами). Дальнейшая обработка была весьма проблематичной: обе картинки слились в одну, и редактировать их по отдельности не представлялось возможным. В Roxio PhotoSuite 5 средства выделения весьма ограничены: при настройке одного "cutout" (контур, он же слой) все остальные все равно видны, и скрыть их нельзя. Из-за этого возникали трудности с подбором размера изображения и, вдобавок, появлялся странный ореол вокруг выделенных областей.
В CorelDraw Essentials работать со слоями довольно сложно, функции трудно найти в системе меню. Как и в PhotoSuite, функции выделения в этой программе весьма ограничены. В Print Shop Pro 20 пришлось повозиться, так как это редактор вообще не поддерживает слои. Мы воспользовались графической программой Print Shop и импортировали наши картинки в проект создания фотоколлажей - довольно неуклюжая процедура. Кроме того, в Print Shop Pro 20 и CorelDraw Essentials не нашлось "ластика", чтобы удалить фон,- пришлось вырезать лишнее вручную. Но даже тогда фон получившегося изображения, импортированного в проект Print Shop Pro 20, был не прозрачным, а белым.
Для того чтобы изменить прозрачность фона в Jasc Paint Shop Pro, требуется открыть диалоговое окно, а в Photoshop Elements и PhotoImpact для этого предусмотрена палитра слоев со шкалой настройки в заголовке. Таким образом, можно наблюдать изменение прозрачности не в диалоговом окне, а на самом рисунке.
Для того чтобы заменить затянутое облаками небо в окне, мы выделили соответствующие фрагменты инструментом "волшебная палочка", изменяя допустимое отклонение, чтобы не захватить кусок пейзажа внизу. Затем удалили "старое" небо с помощью клавиши и вставили изображение нового - на отдельном нижнем слое, так что оно проступило сквозь созданные нами прозрачные области. В Roxio PhotoSuite сделать это оказалось довольно непросто, зато в Photoshop Elements - без проблем. Наконец, мы создали еще один слой, верхний, и поместили на него изображение трибуны с первой картинки.
Наша композиция почти готова. Остается разве что сделать лицо докладчицы чуть-чуть более ярким. Однако делать это вручную для такого изображения, как наше, трудно и долго: иногда для этого приходится буквально по миллиметру настраивать отдельно шкалы красного, зеленого и синего цвета, оценивая результат на глаз. Так что мы по достоинству оценили программы с хорошей и быстрой автоматической коррекцией - Paint Shop Pro, PhotoImpact, Photoshop Elements и Digital Image Pro.
Полезным оказался и инструмент поэтапной настройки: в Photoshop Elements, PhotoImpact и CorelDraw Essentials показаны разные стадии работы с изображением, даже после незначительного изменения цвета. Кроме того, в PhotoImpact и Photoshop Elements предлагаемые изменения цвета видны на самом изображении, а не в маленьком окне просмотра, как в CorelDraw Essentials.
Повысить резкость переднего плана и сгладить фон оказалось несложным во всех композициях, которые удалось разделить на слои,- ведь изменения одного слоя не влияли на остальные. Однако в The Paint Shop Pro 20 для выполнения этой операции потребовалось открыть диалоговое окно фиксированного размера.
А для того чтобы добавить заголовок, необходимые средства нашлись во всех тестируемых приложениях. В большинстве случаев достаточно было активировать инструмент ввода текста, выбрать шрифт и размер, сразу после чего можно было начинать ввод. Однако Paint Shop Pro, PhotoSuite и SmartDraw несколько разочаровали, так как в этих программах пришлось вводить текст в диалоговом окне, а не прямо на изображении - впрочем, это не так уж и страшно. Диалоговое окно затрудняет позиционирование, подбор размера и редактирование текста, так как пользователю не виден результат его действий.
Последние штрихи
Последнее, что нам осталось сделать,- это обрезать края готовой картинки так, чтобы она вписывалась в размер 20x25 см (8x10 дюймов). Лучшие приложения позволяют выбрать стандартные размеры, такие как 8x10 или 5x7 дюймов, из меню, а потом при необходимости пропорционально изменить размер рамки. В таких случаях вы точно знаете, что будет напечатано на бумаге, которая выйдет из принтера. В большинстве программ нашлись хорошие инструменты кадрирования и удобные заготовки для фотографий стандартных размеров - к сожалению, в это большинство не вошли PhotoStudio и SmartDraw Photo.
В PhotoStudio размеры при кадрировании задаются в пикселях, так что вписаться в границы, измеряемые в дюймах или в сантиметрах, невозможно. В SmartDraw Photo можно перетаскивать рамку кадрирования как угодно, но диалогового окна, где можно было бы выставить точные размеры, здесь вообще нет. Что же касается CorelDraw Essentials, то этот редактор нас вообще разочаровал: изображение кадрируется сразу при создании рамки, не предоставляя каких бы то ни было возможностей по изменению размера или пропорций. А в Print Shop Pro 20 и это сделать нельзя: здесь кадрируются только отдельные изображения, но не многоуровневые композиции.
Заключение
Конечно, возможности у рассмотренных фоторедакторов разные: что-то лучше в одних программах, что-то - в других. Наконец, никто не отменял личные предпочтения. Однако в любом случае, зачем стрелять из пушки по воробьям - устанавливать и осваивать сложный пакет, если нужно всего лишь скорректировать любительское фото?
Можно ли редактировать изображения в фотоорганайзере?
Во многих фотоорганайзерах также предусмотрены средства редактирования. Но достаточно ли их, чтобы отказаться от настоящего графического редактора? Мы попробовали отредактировать тестовый снимок в четырех программах: Adobe Photoshop Album 2, ACDSee 6, Jasc Paint Shop Photo Album 4 и Picasa 1.5. Мы не стали оценивать их функции по управлению изображения, а уделили внимание только средствам редактирования - и тут ACDSee и Jasc оказались на высоте.
ACDSee 6, как для органайзера, оброс функциями редактирования довольно густо. Он оказался единственной из четырех программ, где есть инструмент снижения шума (с помощью которого мы удалили практически всю пыль с переднего плана). Его функция удаления эффекта красных глаз оказалась лучшей из всей четверки: с ее помощью можно выбрать цвет глаз, которым будет замещено красное пятно. Кроме того, в ACDSee обнаружилась на удивление богатая палитра цветов и средств управления яркостью, в том числе инструмент, основанный на уровнях истинной гистограммы.
Jasc Paint Shop Photo Album 4 - это обычный органайзер с набором инструментов выделения, однако без магнитных лассо и функций размытия краев. Зато в Jasc есть инструмент Quick Fix для настройки сразу двух параметров: цвета и яркости. То же самое можно сделать и вручную, при помощи шкал с бегунками. Инструменты для удаления эффекта красных глаз и поворота изображения здесь самые обыкновенные, но зато есть возможность снабдить фотографию текстом.
Adobe Photoshop Album 2 явно рассчитан на то, чтобы служить дополнением графическому редактору, такому как Photoshop Elements. Редактирование в Photoshop Album выполняется в диалоговых окнах, которые открываются до и после просмотра возможных изменений. Можно изменять яркость, контрастность и цвет - как автоматически, так и вручную, а также повышать резкость изображения. Вот, пожалуй, и все - разве что еще примитивный инструмент удаления эффекта красных глаз.
Picasa 1.5 - смелая попытка, которая, к сожалению, практически сводится на нет из-за хитро закрученного интерфейса и слишком нестандартного подхода к редактированию. Для удаления эффекта красных глаз необходимо увеличить масштаб, иначе можно промахнуться. Ручной настройки цвета и яркости нет, зато есть автоматическая, "одним щелчком",- и довольно точная.