Новость о появлении предварительной версии 64-разрядной операционной системы Windows XP от компании Микрософт очень быстро облетела страницы новостей по всему миру. Официальное название новой системы
"Windows XP 64-Bit Edition for 64-Bit Extended Systems". Ознакомительную версию можно бесплатно переписать или заказать на компакт-диске
в разделе сайта Микрософт, посвященном 64-разрядным системам. Компакт-диски начнут поставляться с середины февраля, но 420 МБ инсталляции доступны на сайте уже сейчас.
Первым делом для Вас после получения операционной системы будет поиск драйверов для компонентов вашего компьютера. Поиски можно начать с новой группы новостей 64-bit Newsgroup. Нам пришлось искать 64-разрядный драйвер для сетевого адаптера 3Com LAN на нашей системной плате Asus SK8V и драйверы для графической карты. WinXP64 установила драйвер для нашей видеокарты Radeon 9800 PRO, но он очень простой и не обеспечивает высокой производительности.
После того, как мы обнаружили, что компания ATI еще не представила 64-разрядных драйверов и в ближайшее время даже не планирует этого делать, а nVidia предлагает такие драйверы еще с октября прошлого года, пришлось заменить видеокарту на Albatron FX5950 Ultra. Драйверы для встроенного сетевого адаптера от 3COM и звука SK8V мы нашли на сайтах PlanetAMD64 и Collosumus. Теперь мы готовы посмотреть, как изменится производительность в 64-разрядной операционной системе.
Тестовая площадка
Процессор: AMD Athlon64 FX51
Операционные системы: Windows XP 64-Bit Preview Edition, Windows XP Professional, SP1
Память: 2 x 512 МБ Mushkin ECC Registered
Материнская плата: Asus SK8V (VIA K8T800)
Жесткий диск: Seagate 120ГБ 7200 RPM (буфер 8MБ)
Видеокарта: Albatron FX5950 Ultra 256MБ
Драйверы: VIA Hyperion BETA for XP64 (2/04/04), VIA Hyperion 4.51 (12/02/03), nVidia WHQL 52.14 for Win XP64, nVidia WHQL 52.16 for XP
Так как мы признали плату Asus SK8V лучшей материнской платой, рассчитанной на Socket 940, именно ее мы и решили использовать в нашем тестировании. Athlon 64 3400+ реально работает с такой же скоростью, что и FX51, но использует не буферизованную одноканальную память. Производительность WinXP64 с разными процессорами мы планируем рассмотреть в следующих статьях. В конце концов, это только "первый взгляд".
Тестирование
SiSoft Sandra 2004 64-Bit
64-разрядная версия Sandra 2004 уже существует, но мы не имели альтернативной 64-разрядной операционной системы для сравнения производительности с WinXP64. Поэтому сравниваем с 32-разрядной WinXP Pro. Чтобы было как можно меньше посторонних факторов, влияющих на результаты, мы даже использовали драйверы к видеокарте nVidia как можно более близких версий.
32-разрядная
Windows XP SP1
64-разрядная
XP64 Preview Edition
Разница,%
Sandra 2004 Standard Buffered | INT 5722 FLT 5660 | INT 5910 FLT 5831 | +3.2% |
Sandra 2004 UN Buffered | INT 2588 FLT 2682 | INT 2811 FLT 2791 | +6.3% |
Sandra 2004 CPU Arithmetic | 9161 mips 3470/4534 mflops | 10121 mips 3881/4105 mflops | +10.5% -0.2% |
Sandra 2004 CPU Multimedia | INT 16404 FLOAT 21642 | INT 16598 FLOAT 22869 | +1% +5.7% |
Результаты очень интересные. Даже в ознакомительной версии производительность WinXP64 выше 32-разрядной версии. Тестирование производительности процессора показало более, чем на 10% лучший результат. Мультимедийные тесты показали улучшение производительности на 1-6%. Единственный тест, в котором результаты не улучшились, а немного ухудшились (-0,2%), основан на инструкциях iSSE2.
Super PI
Это очень простой тест - он вычисляет значение числа пи.
32-разрядная
Windows XP SP1
64-разрядная
XP64 Preview Edition
Разница,%
Super Pi 2 млн. разрядов | 88 секунд | 88 секунд | 0 |
Как вы можете видеть, в этом тесте нет никакой разницы между 32 и 64-разрядными системами.
Кодирование видео
Многие ожидали, что кодирование видео в 64-разрядном режиме будет происходить значительно лучше. Чтобы это проверить, мы использовали самый новый XMPEG 5.0.3 с новым кодеком DIVX 5.1.1.
32-разрядная
Windows XP SP1
64-разрядная
XP64 Preview Edition
Разница,%
Xmpeg 5.03 Divx 5.1.1 | 58.7 fps | 67.8 fps | +15.5% |
Результат на 15,5% лучше, и это притом, что мы не использовали программы, написанные специально для 64-разрядных систем. Так что, работа с видео в официальной версии WinXP64 будет значительно отличаться от предыдущих систем.
Игровые тесты
32-разрядная
Windows XP SP1
64-разрядная
XP64 Preview Edition
Разница,%
Halo DX9.0b 1024x768 | 55.0 | 44.5 | -19.1% |
Splinter Cell 1024x768 | 57.52 | 40.10 | -30.3% |
X2 1024x768 | 135.9 | 130.1 | -4.3% |
Quake 3 1024x768 | 482.0 | 235.0 | -51.2 % |
Unreal Tournament 2003 1024x768 Flyby | 291.85 | 233.52 | -19.0% |
Unreal Tournament 2003 1024x768 Botmatch | 112.46 | 88.21 | -21.6% |
GunMetal 2 Bench 2 DX9 1024x768 | 49.14 | 30.63 | -37.7% |
GunMetal 2 Bench 1 DX9 1024x768 | 39.93 | 26.50 | -33.6% |
Comanche 4 1024x668 4AA | 71.24 | 52.35 | -26.5% |
Игры - это как раз та область, которая нас сильно разочаровала. В стандартных игровых тестах под управлением WinXP64 производительность меньше на 4-51 %, чем под управлением 32-разрядной системы. В среднем, показатели на 20% хуже. Конечно, при сегодняшней ситуации с 64-разрядными программами и драйверами не следует делать из этого кардинальных выводов. Просто мы очень наглядно убедились в том, что и система, и драйверы еще нуждаются в значительной оптимизации. Скорее всего, результаты изменятся, когда появятся новые версии драйверов для современных графических карт.
Мы еще долго будем жить в 32-разрядном мире. Большинство игр пока будет именно 32-разрядными, и производительность при работе с подобными приложениями очень важна. Такие компании, как Microsoft, ATI и nVidia, не могут этого не понимать, так что вскоре должны появиться программы и драйверы, улучшающие производительность 32-разрядных приложений в 64-разрядных системах.
Еще одним сюрпризом для нас было то, что тесты Winstone 2004 отказались устанавливаться в WinXP64. Этот тест нельзя использовать в новой системе, пока не появится его обновленная версия.
Заключение
Сам факт возможности проводить тестирование на компьютере с процессором Athlon 64 под управлением 64-разрядной операционной системы - это очень хорошо, несмотря на то, что пока существуют только ознакомительные версии этой системы. Несколько месяцев назад, сразу после появления процессора Athlon 64, только один из наших 32-разрядных тестов смог бы запуститься под управлением WinXP64. Все быстро меняется. Сейчас у нас есть 64-разрядная версия Sandra 2004, все наши игровые тесты, за исключением Aquamark 3, работали под управлением WinXP64. А то, что Winstone 2004 не устанавливался, скорее всего, будет исправлено в ближайшем будущем.
Общий уровень производительности в 64-разрядной системе довольно многообещающий, но есть ряд проблем, которые нуждаются в решении. Нас приятно удивили результаты тестов процессора, памяти, операций с плавающей запятой. Все они выполнялись в новой системе лучше, чем в стандартной версии WinXP. Это говорит о том, что мы увидим реальное улучшение производительности в приложениях, которые перейдут на 64-разрядную архитектуру. Мы также удивлены 15-процентным увеличением показателей при кодировании видео. А производительность в играх оказалась ниже наших ожиданий.
Мы работали с 64-разрядной версией Linux, которая показала увеличение производительности по сравнению с 32-разрядным вариантом на 10-20%. Сейчас наше мнение не изменилось, а только подтвердилось. В целом, WinXP64 показала примерно на столько же лучшие результаты.
Выпуск бесплатной версии для ознакомления - это очень разумный ход Микрософт. Поработать с бесплатной системой и посмотреть, чем же она отличается, захочет много пользователей. У них неизбежно возникнут проблемы с драйверами. Это сильно подстегнет производителей, ведь для них нет ничего более действенного, чем недовольство большого количества пользователей. Таким образом, Микрософт значительно ускорит процесс выпуска 64-разрядных драйверов и различных приложений для своей операционной системы.