Сегодня на выставке CES 2014 в Лас-Вегасе NVIDIA анонсировала чип нового поколения Tegra, который по мнению компании настолько инновационный, что заслуживает нового названия, а не просто прибавку к цифре — Tegra K1. В этом чипе компания применила свою GPU-микроархитектуру Kepler и спроектировала свой первый ARMv8-процессор Denver.
Увеличить рисунок
Пресс-конференцию провёл генеральный директор NVIDIA Джен-сун Хуанг, который по уже сложившейся традиции принялся расхвалить операционную систему Android, обещая, что с каждым кварталом её проникновение в разные сферы жизни будет увеличиваться, и американская компания сама приложит к этому руку в сфере игровых консолей, компьютеров и автомобилей. Для устройств нового поколения нужны и новые ультрапроизводительные и удобнопрограммируемые системы на чипе, первой из которых должна стать Tegra K1 (Project Logan). Видеопроцессор GeForce 5 ULP обладает 192 программируемыми ядрами CUDA по микроархитектуре Kepler, которая используется в GeForce-видеокартах 600 и 700 серии, соединив таким образом ультрамобильное и стационарное направления своей работы. Таким образом, начиная с Tegra K1, будет использоваться та же микроархитектура, что и в игровых видеокартах. По официальным заверениям NVIDIA видеопроцессор в Tegra K1 производительнее видеокарт, используемых в игровых приставках Xbox 360 и PlayStation 3, а также в три раза мощнее видеоускорителя PowerVR 6 Rogue, используемого в iPhone 5S и iPad Air. Что касается мобильных GPU, то по предварительным оценкам Tegra K1 будет идентична GeForce 630M. Что касается API, то если Tegra 4 не поддерживала даже OpenGL ES 3.0, то Tegra K1 является огромным скачком вперёд — полная поддержка DirectX 11, OpenGL 4.4 и OpenGL ES 3.0, что, вкупе с развитыми средствами разработки от NVIDIA, даст разработчикам игр почти неограниченные возможности по созданию насыщенной и современной графики. Эти возможности уже оценили в Epic Games, которые адаптировали движок Unreal Engine 4 для Tegra K1.
А вот с процессором у Tegra K1 всё значительно сложнее. Дело в том, что NVIDIA намеревается запустить в продажу две редакции чипа с разными процессорами. Первый вариант, оснащённый четырёхъядерным процессором ARM Cortex-A15r3 на частоте 2.3 ГГц, будет готов к применению в коммерческих устройствах уже в первой половине года, тогда как редакция с двухъядерным процессором NVIDIA Denver на частоте 2.5 ГГц отложена до третьего квартала этого года, и больше пока ничего неизвестно. Кроме того, NVIDIA старательно обходила тему модемов Icera. В прошлом году компания анонсировала Tegra 4i с Icera i500, но никаких новых вестей о чипе или об интеграции модема в Tegra K1 нет. Если NVIDIA рассчитывает на применение своей SoC во флагманских смартфонах и планшетах, ей необходимо прояснить этот вопрос, иначе создатели смартфонов снова выберут решения от Qualcomm, даже если по замерам производительности они будут уступать Tegra K1. Пока же в компании придумали новый сегмент для применения Tegra — автомобили. Специальная редакция Tegra K1 VCS может использоваться как аппаратная платформа для интеллектуальных автомобильных систем, распознавая дорожные знаки, определяя пешеходов и различные препятствия. В NVIDIA сообщают, что это решение будет применяться в автомобилях Tesla Motors, но другие производители автомобилей тоже могут лицензировать этот чип.
| Tegra 4 | Tegra K1 (1) | Tegra K1 (2) |
CPU | 4xCortex-A15 @1.9 ГГц | 4xCortex-A15 @2.3 ГГц | 2xDenver @2.5 ГГц |
RAM | до 4 ГБ | до 8 ГБ | ? |
GPU | 72 шейдерных ядра | 192 CUDA-ядра | 192 CUDA-ядра |
Экран | до 3200x2000 | до 3840x2160 | до 3840x2160 |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
API | OpenGL ES 2.0, DirectX 9_1 | DirectX 11, OpenGL 4.4, OpenGL ES 3.0 |
NVIDIA удалось провести впечатляющую презентацию, но её провести куда проще, чем выпустить завершённый коммерческий продукт. История с Tegra 3, выпуск которой несколько раз откладывался, повторился и с Tegra 4. Про Tegra 4i, кажется, забыли даже в самой компании, и есть основания полагать, что с Tegra K1 случится нечто похожее. Бравурные заявления о том, что чип быстрее, чем Apple A7, фактически невалидны, так как Apple свой чип уже почти квартал применяет в коммерческих устройствах, а на какой стадии проектирования находится Tegra K1 остаётся судить только по демо-версиям графики, которые ощутимо подтормаживали во время презентации, что говорит о ранней альфа-разработке, которую инженерам компании предстоит ещё долгое время “причёсывать”. А конкуренты NVIDIA, в первую очередь Qualcomm и Samsung, вряд ли будут ждать у моря погоды. В любом случае, более подробную информацию о Tegra K1 мы получим уже только на Mobile World Congress в феврале. Пока же видно, что у NVIDIA очень много работы, которую надо сделать за очень короткий срок.