Регулирующие органы Южной Кореи в сфере массовых коммуникаций выпустили официальное постановление, обязывающее производителей смартфонов давать пользователям возможность удалять раздутое программное обеспечение (bloatware) со своих устройств.
Проблема раздутого ПО встаёт перед потребителями не в первый раз. Производители компьютеров в погоне за дополнительным доходом комплектовали (и комплектуют) операционные системы дополнительными программами — демо-версиями антивирусов, средств по резервному копированию, офисных пакетов, а также дополнительными браузерами, играми и прочими продуктами, что могут значительно забить диски, а также потреблять процессорное время и оперативную память, сказываясь на производительности и автономности. Но в случае портативных и настольных ПК пользователь всегда мог получить легально права администратора и попросту удалить все эти программы через штатные средства системы. В случае со смартфонами всё значительно сложнее. Особенно с системой Google Android, которая наиболее подвержена описываемой проблеме.
До чего доводит bloatware
В эпоху становления Android производители особо не задавались вопросом установки дополнительного ПО, а просто собирали из исходных кодов систему и лицензировали пакет Google Mobile Services. Но с ростом количества компаний, заинтересованных в Android, а также с возросшими доходами на мобильном рынке, производители начали искать возможности для выделения себя на фоне конкурентов. Для смартфонов начали создаваться оболочки (например — Samsung TouchWiz, HTC Sense, LG Optimus UI или Motorola MotoBLUR), устанавливаться дополнительные программы (игры, антивирусы, облачные хранилища и прочее), которые приводили к тому же эффекту, что и раздутое ПО на ПК. Поначалу производители предусматривали возможность их отключения или удаления, но позднее у пользователей не было вариантов, кроме как “наслаждаться” обилием программ, которые могли быть абсолютно лишними. Google долгое время игнорировала проблему, но в итоге в Android 4.1 Jelly Bean были интегрированы две функции — полная заморозка приложения и отключение уведомлений. Первая функция позволяла удалить все временные данные ненужного предустановленного приложения и заморозить его от запуска. Несмотря на то, что его дистрибутив оставался в ПЗУ-памяти устройства, приложение больше не могло влиять на производительность. Вторая функция позволяла оставить приложение в рабочем состоянии, но полностью отключить его сообщения, которые могли забивать панель уведомлений утомительными предложениями, которыми грешат некоторые SDK, предназначенные для вывода рекламы (AirPush), или игры, сообщающие о новом контенте или многопользовательских событиях.
Впрочем, производители оказались тоже не лыком шиты, и они стали помечать особо важное для них раздутое ПО как критическое для системы, и в этом случае кнопка заморозки приложения была попросту неактивной, не позволяя пользователю избавиться от него. Поэтому единственным методом отключения таких программ стало получение прав суперпользователя, аналогичного административным правам в Windows. Но проблема заключается в том, что получение таких прав может послужить поводом для отказа сервис-центров от гарантийного обслуживания. В итоге южнокорейским регуляторам надоели эти фокусы производителей, и теперь с апреля 2014 года пользователь должен иметь возможность не просто отключить приложение, а полностью его удалить. Впрочем, пока нет точных данных о том, что будет квалифицировано в качестве раздутого ПО. Вполне вероятно, что оболочки от производителей останутся в неприкосновенности, тогда как постановление коснётся предустановленных игр и дополнительных приложений, не критичных для работы смартфона. В любом случае, остаётся надеяться, что правительства других стран последуют примеру Южной Кореи.