Видеокарты Nvidia GeForce GTX 970 и 980 на втором поколении графической архитектуры Maxwell получились весьма удачными. Их энергоэффективность позволяет вентиляторам простаивать даже в некоторых играх, производительность при этом также на высоте. Однако нашлось и целых две ложки дёгтя.
Одной из них стала широко обсуждавшаяся прошлой осенью проблема «писка дросселей», для некоторых несчастливых покупателей сводившая на нет преимущества тихой системы охлаждения. Другой, также обнаружившейся ещё в прошлом году, стала проблема с видеопамятью, доступом к её полному объёму и падением производительности при этом.
Чтобы получить максимальную производительность, графический чип должен иметь одинаковый доступ ко всем чипам памяти, с одинаковыми задержками. Именно в этом кроется проблема GTX 970. При достижении определённого объёма используемой видеопамяти происходит падение производительности, при этом в GTX 980 она остаётся стабильной - 178 Гб/с для DRAM и 554 Гб/с для кеша L2, по данным портала ExtremeTech.com.
На форуме Nvidia соответствующая тема занимает уже под 70 страниц, и компания недавно рассказала о причинах проблемы с памятью. Её объём у GTX 970 и GTX 980 одинаковый - по 4 Гб GDDR5. Однако у них отличается конфигурация потоковых мультипроцессоров, и число связей с системной памятью у младшей карты меньше. Чтобы добиться оптимального управления памятью, инженеры Nvidia разбили её на блоки 3,5 Гб и 0,5 Гб, первый из которых является основным. В результате при использовании в играх более 3,5 Гб памяти наблюдается связанное с ростом разрешения падение производительности на 25-50% как у GTX 970, так и у GTX 980. Разница в этом падении составляет лишь 1-3%.
В качестве причины называется использование урезанного чипа GM204 в GTX 970 против его полноценной версии в GTX 980. В нём задействовано 13 из 16 SM-блоков, что ведёт к отключению некоторых элементов подсистемы памяти и ухудшает возможности по управлению одинаковым объёмом памяти.
Эта проблема может быть замечена обладателями мониторов с разрешением 4K и конфигураций из нескольких мониторов и вряд ли привлечёт внимание остальных геймеров.