Графические гиганты ATI и NVidia возобновили сражение за превосходство. Последнее оружие NVIDIA - его GeForce 6800 Ultra, а у ATI недавно дебютировал Radeon X800 XT Platinum Edition. Оба GPU содержат по 16 пиксельных (Radeon X800 Pro - 12 конвейеров) и 6 вершинных конвейеров и поддерживают графическую память типа GDDR-3. Оба производителя надеются захватить сердца (как впрочем и бумажники) требовательных пользователей и профи-геймеров. Букву X в названии Radeon X800 нужно понимать как 10, т.е. это следующее, после Radeon 9 800 поколение графических чипов.
Забегая вперед можно сказать, что оба претендента значительно выигрывают у их предшественников, но платить придется тоже неслабо. Вернее, "от 500 у.е.". Будут правда и бюджетные варианты, Radeon X800 Pro и GeForce 6800 GT - стартуют с $399 но о них позже.
Спецификации обеих GPU имеют очень много общего. AGP 3.0 8x, 256 бит интерфейс памяти с поддержкой DDR / GDDR -2/ GDDR –3, поддержка "двустороннего" буфера шаблонов и даже по 2 RAMDAC 400 МГц и по 2 DVI интерфейса. Да и структурные схемы чипов практически идентичны. В этом нет ничего странного. Несколько поколений GPU от всех производителей "нащупали" проверенную и эффективную организацию общей структуры графического процессора, отклонятся от которой в ущерб себе никто не будет. Различается в основном то, в чем большинство пользователей разбирается не очень, т.е. поддерживаемые версии пиксельных шейдеров, алгоритмы сжатия и оптимизаций прорисовки. Правда различается еще количество транзисторов на чипах, 222 миллиона транзисторов в GeForce 6800 против 180 миллионов транзисторов в Radeon X800. Но это скорее всего объясняется тем, что в чипе от NVIDIA обработка потокового видео (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео) встроена в сам чип, а в решениях от ATI эти задачи традиционно выполняет специализированный чип Rage-Theater. Однако не думайте, что в видеокартах на основе чипов NVIDIA функции ввода и обработки видео присутствуют всегда. Нужны еще интерфейсные чипы, за которые попросят другие деньги.
В таблице ниже приведены параметры видеокарт, участвующих в нашем тестировании. Все видеокарты являются референсными дизайнами или их точными копиями, так что результаты тестирования в некоторой степени применимы практически ко всем производителям. В таблицу не попала новая бюджетная версия GeForce 6800 - NVIDIA GeForce 6800 GT. На момент тестирования ее еще у нас не было. Но судя по открытой информации это будет полноценная версия GeForce 6800 с 16-ю пиксельными конвейерами, только со сниженными частотами GPU-350МГц и памяти 500(1000)МГц.
Для демонстрации прогресса в тестировании участвует Radeon 9800 Pro, который еще недавно был образцом производительности.
Конфигурация стенда и методика тестирования
Скоро тестирования придется делать на новых платформах. PCI Express уже продемонстрирован “вживую”, и скоро эта шина станет массовой, а пока тестирование идет на привычной, даже можно сказать классической платформе.
- Процессор: Petium 4 3,06 ГГц
- Материнская плата: Asus P4C800-E Deluxe
- Чипсет: Intel 875P
- Память: 2 x 256 Мб takeMS DDR400 (cl 2,5) в двухканальном режиме
- ОС: Windows XP Pro Service Pack 1 с установленным Direct X 9.0b
"Сегодняшние" игры и радиционные тесты запускались в разрешениях 1024x768, 1280 x 1024 и 1600 x 1200 и глубинае цвета – 32 бит.
"Игры будущего" и новые тесты, использующие возможности DirectX 9 запускались в разрешении 1600 x 1200 с 4-хкратным сглаживанием и 8-ми уровневой анизотропной фильтрацией (FSAA 4x / AF 8x).
3D-Mark 03: общепризнанно неточный тест :)
Так уж сложилось, что при тестировании с помощью 3D-Mark03 все новые чипы от ATI показывают слишком низкие результаты. Опять вдаватся в рассуждения кто здесь виноват и как с этим бороться не будем. Просто ниже приведенные результаты не стоит рассматривать как сравнительную оценку между производителями. Хотя сравнить разные поколения видеокарт от одного производителя с помощью этого теста можно. Этот тест мы делали только в разрешении 1024х768. Для сравнения некорректных величин достаточно.
3D-Mark 2001: старо, но еще актуально
Не очень свежий уже 3D-Mark 2001 до сих пор используется не только потому, что несколько более правдив чем 3D-Mark03. Достаточно хорошо позволяет оценить производительность в играх, не использующих возможности DX9. А это даже на сегодня почни все "не шутеры".
В разрешении 1024x768 X800 XT – чемпион, но с увеличением разрешения ситуация достаточно сильно меняется в пользу чипов от nVidia.
Unreal Tournament 2003: CPU решает все
При низких разрешениях все чипы отрабатывают графику быстрее, чем их может нагрузить процессор. Только при разрешении 1600 x 1200 наблюдается значительное отличие у чипов ATI. Radeon X800 XT здесь почти вдвое быстрее предшественника - Radeon 9800 XT.
Code Creatures: ATI отстает от Nvidia
В этом требовательном к аппаратуре синтетическом тесте чипы от nVidia побеждают, но нужно учесть, что чипы от ATI здесь работают по меньшей мере в режиме FSAA 2x , обеспечивая более высокое качество изображения.
Игры завтрашнего дня: у ATI потенциал несколько больше
Для того, чтобы оценить перспективный уровень производительности наших претендентов в играх ближайшего будущего мы сделали несколько измерений с последними тестами. Все последующие тесты проводились только в разрешении 1600х1200 и с качеством FSAA 4x (сглаживание)/ AF 8x (анизотропная фильтрация).
В этих условиях заметно, что чипы от ATI больше "любят" насыщенные последними стандартами тесты. Даже более медленный Radeon X800 Pro иногда оказывается впереди GeForce 6800 Ultra ЕЕ.
Unreal Tournament 2004
В UT2004 улучшилась поддержка новых возможностей DirectX 9, что дало возможность изображения в игре сделать еще более реалистичными. В целом по прежнему производительность в игре сильно зависит от процессора, но при разрешении 1600x1200 и FSAA 4x / AF 8x разница между видеокартами уже ощутима. Видеокарты от ATI лидируют.
Снова Code Creatures
При более нагруженном режиме работы флагман ATI в этом тесте почти догоняет соперника.
Aquamark 3
В этом тесте - практически паритет. При обоюдно высоком качестве.
X² - The Threat
Футуристический космический симулятор, смесь сражения, строительства и экономики. Небольшое преимущество у nVidia.
Tomb Raider
Последняя версия Tomb Raider - " Angel of Darkness " в большом объеме использует шейдерные эфекты версии 2.0 и при установленном наивысшем качестве изображения практически полностью использует возможности DirectX 9. Правда, чтобы этим воспользоваться, нужно немного повозится с патчем v49 .
В этой игре скорость видеокарт тоже практически одинакова.
О результатах
Самые дорогие видеокарты покупают для игр будущего. Если конечно это не профессиональные видеокарты. На сегодняшний день по производительности оба флагманских продукта обоих производителей практически равноценны.
Radeon X800 XT занимает меньше места, меньше греется и меньше шумит. У GeForce 6800 Ultra более функциональные драйверы и он немного быстрее в "сегодняшних" играх. Так что решение о выборе той или иной видеокарты будет нелегким. Я думаю, можно просто брать то, что будет дешевле, или просто то, что массово появится в продаже.