«Стерео или многоканальность?» Именно так звучит сегодня основной вопрос при выборе акустики. И если многоканальность, то какая? Усечённая 4.0 (без сабвуфера) или редкая 4.1, типичная 5.1 или замороченная 6.1–7.1? А если стерео, то классическое 2.0 или трифоническое 2.1?
Увы, однозначно корректного ответа на сакраментальный вопрос «А что лучше?» не существует – всё зависит от личных предпочтений и от решаемых задач. Ну и, конечно, от бюджета.
|
Без комментариев |
Уверяю вас, колонки с действительно полноценным, приятным на слух звучанием вы можете приобрести за весьма скромные деньги. Например, за $50–70. Если и это дороговато, тогда о качестве звука лучше позабыть, хотя бы на время. Комплект мультимедиа 5.1 активной (со встроенным усилением) акустики, имеющий сносное по меркам музыки звучание, обойдётся как минимум в $100–120, а если приличное – так в $250 с гаком. Если же вам требуется истинно высокодостоверное (Hi-Fi) звучание, тогда траты вырастут до $1000 и выше (тут уж всё определяется числом каналов).
В чём же разница между вышеупомянутым приятным звучанием и пресловутым высокодостоверным? Последнее, то бишь Hi-Fi, если закрыть глаза, мало отличимо от живого звука. В случае же просто приятного звучания любой слушатель с ходу определит, что, выражаясь фразой из старого анекдота про Леонида Ильича, «играет пластинка, кх-х-х, пластинка, кх-х-х, пластинка». Но играет качественно, и это главное.
Так вот, вёрнемся к ключевому вопросу – стерео или многоканальность. Лично я рекомендую многоканальность, и вот почему. Да, стерео способно обеспечить «объёмное» звучание с чёткой локализацией источников звука в пространстве, но при этом цена аппаратуры (усилитель плюс пара колонок) в сумме зашкалит за $800–1000, причём по самым скромным оценкам. Схожий объём и локализацию источников звука даст многоканальная аппаратура (ресивер плюс комплект акустики) стоимостью не более $500 – естественно, в случае стереозаписи при задействовании режимов эмуляции многоканальности типа ProLogic II Music и т.п. А в случае исходного сигнала в 5.1 (форматы Dolby Digital, DTS, DVD-audio, SACD) превосходство над стерео уже более чем убедительное. Таким образом, вырисовывается разница как минимум в $300–500. На данный профит можно много чего купить, например, легальных дисков с заведомо качественной записью звука. Конечно, никто не запрещает не экономить, а ещё вложить в ту же акустику, выйдя на более высокий уровень. Но это уже на любителя-ценителя.
Однако у многоканальной аппаратуры есть один недостаток, и выливается он в проблему с расстановкой колонок и проводкой тыловых кабелей (за исключением колонок, подключаемых по радиоканалу) в ограниченном пространстве. Поэтому если жизненное пространство вас стесняет или просто нет времени вникать во все тонкости расстановки, добро пожаловать в мир старого доброго стерео. Там уютно и укромно. Так что спорить, что лучше, стерео или «многоканал», абсолютно бессмысленно. «Лучше» – понятие относительное. Я бы даже сказал, индивидуальное. Тем не менее, следует признать, что перспектива за «многоканалом», даже если вся коллекция дисков до сих пор в стерео. Скажу откровенно, на правильной акустике лично мне нравится слушать стерео, но при условии, что запись сделана и сведена безукоризненно. А таковых дисков гораздо меньше, чем хотелось бы. Про «пиратскую» продукцию я и не говорю: тут мало что остаётся от исходных фирменных треков. Как правило, сграбленные песенки задирают по среднеквадратичному уровню, что даёт более яркое и громкое звучание на дешёвой аппаратуре, но приводит к сильнейшему клиппингу, который на хорошей аппаратуре «вылазит», подобно песочку на зубах. Не слушайте тех, кто утверждает, мол, при копировании в цифре оригинал полностью сохраняется. Ерунда! И дело тут вовсе не в джиттере (случайном коверкании отдельных нулей и единичек в цифровом потоке при искажении формы сигнала).
На мгновение отвлекусь, рассказав «чудесную» историю. Недавно легально скачал, честно заплатив денежки и выбрав достаточно высокий битрейт, некий Мр3-трек с одного официального сайта. Каково же было мое удивление, когда в полученном файле я обнаружил злосчастный клиппинг, причём удручающе неприятный… Всё!!! Больше я Мр3 покупать не буду. Ни разу ещё мне не попадалось приемлемого по качеству (даже с учетом сжатия) звука, в том числе, на дисках. А ведь существуют вполне нормальные Мр3 (в частности, на http://www.ferra.ru/click/articles/http://www.telarc.com/), которые ещё и предлагаются бесплатно – чисто для ознакомления, конечно.
Как ни грустно признать, но любая, даже самая солидная фирма (за исключением разве что B&W – Ролл-Ройса в мире акустики) порой выпускает неудачные модели, и чаще всего – в бюджетной нише. Тут уж ничего не попишешь – таковы суровые реалии технологической гонки, подстегиваемой нещадной конкурентной борьбой. |
Стереоподзвучка
Когда-то компьютерные миниколонки делались пассивными, благо, в саундкартах имелся символический усилитель мощности. Те времена канули в лету. Теперь любая полубутафорская колоночка – активная и норовит что-то там усилить и озвучить, хотя её назначение – элементарная «подзвучка», и не более того. Стерео, как правило, получается натянутым, поскольку взаимопроникновение каналов в усилении никто толком никогда не измерял. На эту удочку могут попасться крайне экономные покупатели.
Выбор здесь осуществляется исключительно по внешнему виду. Все представители сей диаспоры играют примерно одинаково. Исключение, пожалуй, состовляет стереопара JBL Duet, которую мне довелось лично протестировать (см. обзор «JBL Duet - один я и двое их»). Однако цену её маленькой не назовешь (вот она – расплата за миниатюрность).
|
Мал золотник, да дорог (>50$) |
Относительно неплохо звучит старина Sven 611, а также новые скромняшки от Dialog, которые обзавелись тканевыми ВЧ-динамиками. Учитывая цену (около $30), для школьного начала они сгодятся. Если же вам требуется звук и помощнее, и покачественнее за «символические» деньги, тогда перепрыгивайте далее по тексту в подраздел «полноценные стереопары».
Портативная акустика
Разновидность подзвучки, но уже с серьёзными функциональными намерениями. Характерное отличие данных акустических систем – малый размер и наличие питания от батарей. На российском рынке сия ниша представлена продукцией Creative, например, модель Travel Sound. Рекомендуется путешествующим владельцам ноутбуков (особенно суперлёгких) и Мр3-плееров. Когда производитель ноутбука, раздувая щеки, заявляет, что встроил сабвуфер объёмом 50 куб. см, то ему остаётся только посочувствовать. Природу не обманешь! Портативная акустика позволяет реально исправить ситуацию, однако презентацию с её помощью лучше не делать.
Ждать большой мощности в портативной акустике неоткуда. Тем не менее, уже можно с удовольствием смотреть DVD-фильмы. По крайней мере, озвучивание будет адекватным, голоса зазвучат узнаваемо, а множество звуков не уйдёт в тень или (зависит от частоты) не забьёт передний план.
|
Creative Travel Sound 500 |
Заправилы акустической моды вроде JBL не чураются делать портативные активные колонки, причём довольно оригинальные. Например, с раздвижным корпусом для усиления басовитости.
Полноценные активные стереопары
Наиболее оптимальная (по соотношению «цена/качество звука/внешний вид») стереопара на сегодняшний день – это MicroLab Solo-1 mk2 (см. обзор «Сравнительный тест стереопар стоимостью около $50»). Преимущества: приятный звук, большой запас по регулировке ВЧ- и НЧ-тембра, относительная компактность. Недостаток: проблемы с фазировкой в широкой полосе частот, и как следствие, нечёткие стереоэффекты. Замечу, сей недостаток присущ почти всем (особенно недорогим) мультимедиа-колонкам, так как строгий подбор по параметрам всех компонентов фильтров – очень дорогое удовольствие. Вот в первой версии, которая просто Solo-1, АЧХ почти не подправляли, посему и фазу не коверкали… Конечно, раскладка лево-право у «мк-2» отрабатывается неплохо, ну а про глубину сцены и локализацию лучше не вспоминать.
|
Оптимальная Solo1 mk2 |
Так что если лично вам важны нюансы стереоэффектов, то обращайте внимание на строгую синфазность правой и левой колонок. Напомню, запаздывание излученной звуковой волны во времени зависит от частоты и, хотя составляет порой миллисекунды, является важным фактором для формирования глубины и панорамы стерео. Для проверки сфазированности на слух существуют специальные тестовые диски, например, Аудио Доктор, выпущенный журналом Salon Audio Video в мартовском номере 2005 года.
Несколько получше по фазировке обстоят дела у Sven 332 (если бы не суховатый бас, быть ей лидером). Вообще, удачная получилась модель – звонкая на верхах и быстрая на низах. Вдобавок довольно чистые средние частоты и гармоничный внешний вид. Единственное неудобство – большой (по меркам настольной акустики) рост, поэтому лучше размещать колонки на отдельных полках-подставках.
|
|
«Хай-файная» Sven 332: отделка под светлый бук и под серебро |
Тенденция выбора либо благозвучной АЧХ, либо правильной фазировки, думаю, в ценовой нише до $80 укоренится надолго – до тех пор, пока не изобретут удешевлённую технологию производства кросс-фильтров. Так что при выборе среди новичков и малоизвестных марок следует учитывать и этот аспект.
Несмотря на кажущуюся простоту классической стереопары, многие фирмы в спешке ломают об неё зубы. Например, гонятся за мощностью в ущерб звучанию или, накрутив цену, наводят внешний лоск, позабыв о звуке как таковом. Случается, что проштрафившуюся модель улучшают на ходу; как следствие, в продаже может оказаться одновременно несколько модификаций, причём внешне похожих, как две капли воды. Так или иначе, выпускается множество моделей-середнячков, коих потребителям, предъявляющим к звуку повышенные требования, следует избегать. Но середнячки вполне.способны удовлетворить негурманов звука
Не бойтесь компаний-новичков, ведь на старте они вынуждены выпускать действительно конкурентноспособные модели. Например, AVE-50 – звонко басовитая парочка с двумя микрофонными входами, выдерживающими подключение электрогитары. Но не забывайте принцип «доверяй, но проверяй», который ещё никто не отменял. Так, не советую брать AVE-60 и AVE-70 первой модификации без индивидуального прослушивания.
Если для вас важно дистанционное управление, причём за смешные деньги, то выбирайте между MicroLab Pro2 (осторожно – маркая ткань гриля) и темнокожим «молочным братом» – моделью Dialog серии «блюз». Звучание у них очень схожее, с зернистыми грубоватыми «верхушками» (обнаруживает чуткий слух). Очевидно, весь бюджет съело инфракрасное управление. Удалось ли избежать вышеупомянутых подводных камней в нетривиальной модели Dialog W3200 «собственной» разработки, не знаю.
|
«Блюзовый» Dialog: найдите три отличия |
Совсем иное дело с фазировкой у JetBalance 381 (чудес не бывает, эта модель уже из другой ценовой категории – >110 уе). Плюс роскошный бас и практически идеальные средние частоты. Регулировки выведены на лицевую панель одной из колонок. Правда, недостатки тоже имеются: система ловит импульсы напряжения в электросети (желателен хороший фильтр-пилот с заземлением нейтрали), вдобавок фактически отсутствует запас по увеличению ВЧ-тембра (обидно! у многих людей слух требует подъёма на высоких частотах).
|
JetBalance JB-381 (2 модификации) – наиболее «звучная» и элегантная стереопара на сегодняшний день |
Об ещё одной продвинутой модели JetBalance – JB362 – распространяться не буду, так как буквально на днях ей был посвящен отдельный обзор (см. обзор «Классика жанра. Обзор стереопары JetBalance JB-362»).
Очень прилично и мощно звучит Defender модели «полтинник», судьбоносная модификация которой вот-вот должна появится в продаже. Вынужден предупредить: это самая объемно-габаритная стереопара в стане мультимедиа из числа полочных. На удивление по «хай-файному» сбалансированное звучание у неказистого внешне (стиль ретро) «сороковника», но эту модель, по слухам, скоро снимут с производства.
|
Лучший звук 2003 года |
К сожалению, не получила (пока?) развития интереснейшая модель Defender Volcano-1 (см. обзор «Hi-Fi акустика Volcano от Defender: подробности и размышления»). Кажется, вершины «хай-фай» оказались слишком тяжелы для покорения, в том числе, массовым покупателем.
|
Hi-Fi требует жертв |