Тестовый стенд
Шина | PCI-E |
CPU | AMD Athlon64 4000+ |
MB | GIGABYTE K8NXP-SLI |
Memory | Kingston HyperX PC3200 2x512 Мб |
OS | WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU | Hiper 525W |
Для тестирования Radeon X1800XT использовались драйверы CATALYST 5.12. Для тестирования GeForce 7800GTX 512 использовались драйверы NVIDIA 81.89.
Разгон
В драйверах CATALYST 5.12 уже есть встроенные инструменты для разгона видеокарт "тысячной" серии.
Для того, чтобы этим воспользоваться, необходимо в Control Center выбрать расширенные настройки через меню View - > Advanced. Слева в дереве настроек появится пункт ATI Overdrive. Выбираем данный пункт и попадаем на закладку, где отображаются частоты видеопроцессора и памяти, а также показания мониторинга температуры GPU. Чтобы получить возможность изменять частоты, необходимо нажать иконку с замочком справа верху. После этого можно изменять частоты GPU и памяти по собственному усмотрению, или же воспользоваться утилитой автоматического разгона. К сожалению, я так и не дождался, пока "автоматика" наконец доберется до максимальных стабильных частот. Шаг приращения частот довольно мелкий, по GPU - по 3 МГц, по памяти - на 5 МГц, процедура тестирования при каждом приращении довольно долгая. Ручная установка частот проходила намного быстрее, однако серьезных результатов таким образом добиться так же не удалось.
Поэтому я решил воспользоваться специальной утилитой, которая умеет разгонять видеокарты "тысячной" серии и, что оказалось существенным в данном случае - вручную задавать скорость вращения кулера. Скажу сразу, максимальные стабильные частоты, которых удалось достичь, составили 730 МГц для GPU и 1700 МГц DDR для памяти. Однако не все было просто в процессе их достижения. Оказалось, что сначала надо вручную выставить обороты кулера на максимум, и только потом разгонять видеокарту. В этом случае все работало стабильно и шустро. Если же перед разгоном не поднимать обороты кулера вручную, то система зависала практически сразу после запуска 3D приложений на разогнанной до таких частот видеокарте.
Думается, что это может быть одной из причин, почему разница частот X1800XT в режимах 2D и 3D так мала. По всей видимости, автоматическая регулировка скорости вращения кулера попросту не успевает срабатывать на столь резкое повышение температуры, или, возможно, принимает слишком крутой фронт нарастания температуры за случайный пик и не предпринимает никаких действий.
Отдельно хочется сказать о кулере. По умолчанию, частота вращения кулера составляет около 50% от максимальной. При этом шума он издает немного и при работе в 3D на частотах по умолчанию практически не увеличивает обороты. То есть - система охлаждения вполне справляется с горячим нравом видеокарты. Максимальная скорость вращения кулера, которую пришлось поставить при разгоне, составляет около 5000 об/мин. Шум турбины при этом становится просто невыносимым. Находиться рядом с таким "ревуном" довольно тяжело. Но что не сделаешь ради рекордов. Пришлось терпеть. Поскольку было очень интересно, как масштабируется производительность X1800XT в зависимости от частоты, а система охлаждения еще может быть неоднократно доработана.
Тестирование
Результаты тестирования Radeon X1800XT будем сравнивать с его непосредственными конкурентами в топовом сегменте - GeForce 7800GTX и GeForce7800GTX 512. Также на диаграммах приведены результаты GeForce7800GTX 512 при разгоне.
В 3DMark`05 участники тестирования выстроились в строгом хронологическом соответствии по времени появления на рынке. Сначала идет обычная 7800GTX, затем "киллер" 7800GTX по имени Radeon X1800XT, и наконец "антикиллер" для Радеона под названием 7800GTX 512. А вот разгон оставляет победу за X1800XT. Потенциал определенно есть. Смотрим дальше.
Отставание "тысячников" ATI от сопоставимых соперников в 3DMark`03 уже не вызывает удивления. Переходим к игровым тестам.
В низком разрешении X1800XT отстает. Разгон не приносит успеха, потому что все упирается в производительность CPU.
X1800XT по-прежнему внизу, но разгон уже приносит свои плоды.
Наконец X1800XT обходит своего прямого конкурента в лице 7800GTX, но не в силах дотянуться до 7800GTX 512. Аналогичная картина и в разгоне.
Как ни странно, X1800XT немножко, но обыгрывает 7800GTX на частотах по умолчанию. Немалую роль здесь играет то, что начиная с версии CATALYST 5.11 была серьезно улучшена работа видеокарт серии X1x00 в OpenGL приложениях.
Если в нижней части диаграмм расстановка сил сохранятся, то в верхней начинает лидировать разогнанный X1800XT.
Как мы уже знаем, игра F.E.A.R. не только сильно изобилует шейдерами, но и очень требовательна к пропускной способности памяти. Именно поэтому мы видим столь значительную разницу между 7800GTX и X1800XT. Однако у 7800GTX 512 пропускная способность памяти еще выше, поэтому она остается недосягаемой, в том числе и при разгоне.
И все же X1800XT вырывается вперед при разгоне. Складывается ощущение, что видеокарты новой архитектуры от ATI наиболее уютно чувствуют себя именно в самых "тяжелых" режимах.
Заключение
Подведем итоги. ATI Radeon X1800XT - очень интересный продукт. Правда на "киллера" он пока похож не очень, но боец вполне достойный. Со стороны ATI было большой смелостью в новом продукте поменять буквально все - и новый тонкий тех. процесс, и новейшую архитектуру, и невероятно высокие частоты. Несмотря на серьезную задержку, продукт все-таки увидел свет. Однако близкий анонс преемника по имени R580 наводит на аналогии. История повторяется. Помните, когда NVIDIA выпустила FX5800, чип несколько не оправдал ожиданий и был довольно быстро заменен доработанным решением, носящим имя уже FX5900. Очень похоже, что после выпуска R580 решения на базе R520 довольно быстро уступят ему дорогу. Несмотря на обилие слухов, мы не будем сейчас гадать, сколько конвейеров, блоков исполнения и прочего будет в новом видеопроцессоре ATI. Надеемся, что ждать осталось недолго, и пожелаем компании ATI успехов в ее нелегком труде.