Поиск на сайте: Расширенный поиск


Новые программы oszone.net Читать ленту новостей RSS
CheckBootSpeed - это диагностический пакет на основе скриптов PowerShell, создающий отчет о скорости загрузки Windows 7 ...
Вы когда-нибудь хотели создать установочный диск Windows, который бы автоматически установил систему, не задавая вопросо...
Если после установки Windows XP у вас перестала загружаться Windows Vista или Windows 7, вам необходимо восстановить заг...
Программа подготовки документов и ведения учетных и отчетных данных по командировкам. Используются формы, утвержденные п...
Red Button – это мощная утилита для оптимизации и очистки всех актуальных клиентских версий операционной системы Windows...
OSzone.net Железо Видео AMD/ATI ATI Radeon X1900XTX, или как ATI обыграла NVIDIA. Часть первая RSS

ATI Radeon X1900XTX, или как ATI обыграла NVIDIA. Часть первая

Текущий рейтинг: 3.67 (проголосовало 3)
 Посетителей: 1788 | Просмотров: 2573 (сегодня 0)  Шрифт: - +
Когда на свет появляется новая топовая видеокарта, любой профессиональный журналист хочет написать интересное вступление для материала, посвящённого новому продукту. Аналогии развития ускорителей 3D-графики находились и с курьерскими поездами, и с турбинами самолётов, и даже с падением в пропасти, но темпы развития останавливаться и не собираются. Гонка вооружений, о которой все обозреватели написали уже по доброму десятку раз, продолжается, и в ближайшее время конца её не видно. Сегодняшний же материал будет посвящён новой плате, у которой есть две цели: «Стать самым производительным решением на рынке на ближайшие полгода» и «Завоевать сердца всех хардкорных геймеров, показав всем сомневающимся, кто именно лидер на рынке». Но давайте обо всём по порядку.

Для начала перенесёмся в недалёкое прошлое. В конце весны 2005 года компания NVIDIA анонсировала свой новый чип G70 и свой новый топовый продукт на его базе GeForce 7800GTX. Этот ускоритель был действительно интересен и специалистам, и геймерам, ибо 24 конвейера в сочетании с улучшенной архитектурой давали серьёзный выигрыш в производительности по сравнению с предыдущим топовым решением NVIDIA GeForce 6800 Ultra. А если учесть, что возможность работы ускорителей в режиме SLI давала мощь 48 конвейеров, то и вовсе становится понятно, что NVIDIA заняла очень твёрдые позиции на рынке и сходить с них в ближайшие полгода не собирается.

Но что же происходило в это время у конкурентов NVIDIA, компании ATI? У них постепенно реализовывался план возврата позиций лидера на рынке, а попутно создавался чип R520, о котором стало известно примерно в то же время, когда стало известно о чипе G70 от NVIDIA. Вот только релиз R520 чипа задержался примерно на полгода, и он был представлен общественности гораздо позднее своего конкурента G70, плюс к этому, у нового чипа было всего 16 пиксельных конвейеров. И о чём нам тогда говорила ATI? О том, что не в конвейерах счастье, и что наши 16 работают гораздо более эффективно, нежели 24 у NVIDIA, и вообще, карты NVIDIA много чего не умеют, да и анизотропная фильтрация у них никакая. Но что важно пользователю? Пользователю не нужны компромиссы, а новый продукт ATI хотя и обгонял в некоторых тестах GeForce 7800GTX, всё равно имел равную с ним производительность. При этом многим было понятно, что любой следующий продукт от NVIDIA решит это соперничество в её пользу – даже простой релиз NVIDIA GeForce 7800 Ultra с повышенными, по сравнению с GeForce 7800GTX, частотами мог легко откинуть на второй план ATI X1800 XT на базе R520.

Примерно в то же время стали ходить слухи о скором выходе чипа R580, который, судя по всей логике рынка, должен был быть просто разогнанной версией чипа R520, да и продукт на его базе имел индекс Radeon X1900. Даже непосвящённому было понятно, что серия X1800 от X1900 сильно отличаться не будет, и этим подтверждался общий вариант о разогнанной версии 1800 XT. Похоже, что этому поверили даже маркетологи из NVIDIA – и просчитались.

Оказывается, всё это время инженеры ATI творили следующий по архитектуре за R520 продукт. Делали это тихо, без шумихи и нагнетания слухов. А когда стало понятно, что выход R520 задержится до конца осени (вместо начала лета), и вовсе встали в его тень. А затем взяли и анонсировали новый продукт для журналистов сразу же после новогодних праздников. Во всём этом прослеживается некий расчёт или план, и если этот план удался, то мы не увидим от конкурентов ATI, компании NVIDIA, ответного шага ещё довольно долго. Подумайте сами: если вы видите, что у ваших конкурентов есть только чип, который работает так же, как уже существующий у вас, и у них к тому же с ним проблемы, то можно особенно не беспокоиться и не спешить, а просто и спокойно почивать на вершине горы, ощущая себя лидером. Особенно если учесть, что и следующий продукт, которого ещё никто в глаза не видел, обещает быть всего лишь продолжением уже созданного. Поэтому маркетинговая служба NVIDIA не подгоняла своих инженеров, не готовилась отбиваться от нападений конкурента, а спокойно наблюдала за развитием событий, и, похоже, просмотрела довольно-таки важный момент.

Radeon1900 перспектива

ATI Radeon 1900XTX

У ничего не обещающего продукта ATI X1900 на базе чипа R580 откуда-то вдруг оказалось 48 пиксельных конвейеров внутри одного чипа плюс возможность работы плат на его базе в режиме CrossFire, что означает возможность получения в системе 96 пиксельных конвейеров. Это ровно в два раза больше, чем у топового продукта NVIDIA, продающегося, кстати, за те же деньги, что и, предположительно, некоторые модели Radeon X1900 серии. А если учесть, что все слова ATI касательно X1800 серии относятся и к X1900 серии, то становится понятно, что у ATI X1900 будет и возможность использования ветвлений в шейдерах без падения производительности, и отличная анизотропная фильтрация, и много-много других интересных возможностей, которые, по сравнению с конкурентами, выглядят весьма привлекательно.

Итак, компанией ATI был подготовлен тайный переворот, который, без сомнений, удался. Во всяком случае, на момент написания данного материала NVIDIA ничем не ответила на новый продукт ATI. Поэтому встречаем нового лидера в мире игровых графических ускорителей – компанию ATI. Давайте же познакомимся с их детищем поближе и начнём мы с таблицы технических характеристик:

Продукт

ATI Radeon X1900XTX

ATI Radeon X1900XT

ATI Radeon X1800XT

ATI Radeon X1800XL

NVIDIA GeForce 7800GTX

NVIDIA GeForce 7800GT

GPU (техпроцесс)

R580 (90 нм)

R580 (90 нм)

R520 (90 нм)

R520 (90 нм)

G70 (110 нм)

G70 (110 нм)

Частота GPU, МГц

650

625

625

500

430(470)

400 (440)

Частота памяти

775 (1550 DDR)

725 (1450 DDR)

750 (1500 DDR)

500 (1000 DDR)

600 (1200 DDR)

500 (1000 DDR)

Память

512 Мбайт GDDR3

512 Мбайт GDDR3

512 Мбайт GDDR3

256 Мбайт GDDR3

256 Мбайт GDDR3

256 Мбайт GDDR3

Разрядность шины

256

256

256

256

256

256

Интерфейс

PCI-E Long

PCI-E Long

PCI-E Long

PCI-E Long

PCI-E Long

PCI-E Long

RAMDAC

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

Число Pixel Pipes

48

48

16(!)

16(!)

24

20

Число Vertex Units

8

8

8

8

8

7

DirectX

9.0c

9.0c

9.0c

9.0c

9.0c

9.0c

OpenGL (?)

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

Доп. питание

Требуется

Требуется

Требуется

Требуется

Требуется

Требуется

Порты для дисплея

2xDVI

2xDVI

2xDVI

2xDVI

2xDVI

2xDVI

Наличие TV Out

+

+

+

+

+

+

Наличие TV In

+

+

+

+

+

+

Рекомендованная цена

$649

$549

$549

Доступен в России

Доступен в России

Доступен в России

Доступность

Доступен сразу после анонса

Доступен сразу после анонса

+

+

+

+

Как можно заметить из таблицы, новая X1900 серия состоит из двух видеокарт, а точнее – из четырёх, но о двух оставшихся мы поговорим позднее, скажем только, что первый, не отображённый продукт из таблицы, – это Radeon X1900XTX CrossFire Edition, а второй – Radeon X1900 AllInWonder. Но вернёмся к отображённым в таблице решениям. Обе карты различаются только тактовыми частотами памяти и графического процессора, при этом обладая 48 пиксельными конвейерами и 8 вертексными, 512 Мбайтами памяти с шириной шины в 256 бит и поддержкой ViVo. Если сравнивать новые решения с предыдущей серией, то можно заметить, что у ATI Radeon X1900XT и у ATI Radeon X1800XT стоят абсолютно одинаковые стартовые ценники, также у этих продуктов абсолютно идентичная частота ядра, да и частота памяти не сильно отличается. Это не означает, что обе этих видеокарты будут присутствовать на рынке по одной цене, просто ATI Radeon X1900XT пришла на замену своей предшественнице, которая, в свою очередь, теперь просто обязана стать дешевле и постепенно уйти с рынка. ATI Radeon X1900XTX, напротив, не имеет аналогов среди ранее выпущенных продуктов и поэтому имеет даже новый буквенный индекс, призванный подчеркнуть особенную мощь этого ускорителя. Наверное, теперь конкуренты, следуя доброй традиции, обязательно должны выпустить продукт с идентичной буквенной приставкой, но означающей абсолютно обратное, что-то типа GeForce 7800 XTX с пониженными частотами… Но мы отвлеклись. ATI Radeon X1900XTX стоит на $100 дороже младшей модели ATI Radeon X1900XT и имеет увеличенную на 25 МГц частоту графического процессора и на 100 МГц частоту подсистемы памяти.

Если же сравнить новые решения ATI с аналогичными решениями NVIDIA, то выигрыш первых однозначен. Теперь у NVIDIA GeForce 7800GTX не целых 24 конвейера, а всего 24, количество локальной памяти у ATI Radeon X1900 в два раза больше, чем у NVIDIA GeForce 7800GTX, да и функционально у X1900 серии есть явное преимущество – одна возможность использования антиалиасинга совместно с HDR-эффектами чего стоит. Мы не считаем, что версия NVIDIA GeForce 7800GTX с 512Мбайтами памяти получила широкое распространение, так как зачастую имеет сильно завышенную цену, поэтому не учли её в сравнении. Давайте теперь рассмотрим внутреннее устройство чипа R580 и постараемся понять, что же в нём изменилось.

Теория

Для начала давайте посмотрим на внутреннюю структуру предшественника R580, чип R520.

520

Присмотритесь к ней внимательно и постарайтесь запомнить расположение основных модулей, ибо приведённая ниже диаграмма весьма похожа:

580

Как можно заметить, изменения коснулись только блоков пиксельных конвейеров (они отмечены зелёным). Теперь их стало заметно больше, но, как и раньше, все они управляются мультизадачным разделяющим процессором. Блоки вершинных конвейеров остались нетронутыми, впрочем, как и большинство других блоков. Общая внутренняя структура чипа осталась абсолютно идентичной, изменения коснулись только внутреннего содержания текстурного кэша и z-буфера. Также видно, что пиксельные конвейеры поделены на блоки по 4, и, как и раньше, подобная структура чипа позволяет отключать четвёрки конвейеров при их сбойной работе из-за ошибок при создании конкретного кристалла. Это означает, что в ближайшее время на рынке может появиться довольно большое количество продуктов на базе R580 с различным количеством пиксельных конвейеров из числа отбракованных процессоров. Причём из-за общего количества пиксельных конвейеров абсолютно понятно, что вариантов количества активных блоков может быть весьма не мало – для примера, 44, 40, 36, 32, 28, 24 и так далее. Этот же момент может послужить и для будущих попыток разблокировки возможно рабочих конвейеров, но отключённых по маркетинговым соображениям, ведь продуктов будет явно меньше, чем количество вариантов с активными блоками. В целом же, можно сказать, что структура чипа весьма удачная. Однако не всё так просто. Нарастив массу пиксельных конвейеров до 48, компания ATI, скорее всего, полностью убрала узкое бутылочное горлышко из модуля пиксельных конвейеров – теперь пиксельные конвейеры не будут сдерживать производительность, вопрос в другом – а что теперь будет её сдерживать? В первую очередь, это пропускная способность памяти, во вторую – возможный недостаток мощности вертексных конвейеров, ведь их всего 8 на 48, то есть по 6 пиксельных конвейеров на один вертексный, с другой стороны, вертексные конвейеры в последнее время мало влияли на производительность. Ну и третий, и, пожалуй, самый главный сдерживающий фактор производительности графического ускорителя – это центральный процессор. Если в технологической демке можно перегрузить кадр спецэффектами, а на центральный процессор положить наименьшую нагрузку, то в случае с реальными играми дела обстоят слегка хуже, ибо там и физика реальная, и AI считать надо. Поэтому для того, чтобы нагрузить такого монстра, как Radeon X1900XTX, данными, нужен сверхмощный процессор, не говоря уже о Radeon X1900XTX CrossFire. Есть мнение, что ни одного из существующих процессоров, включая многоядерные, для такого типа ускорителей не хватит. Конечно же, это с лихвой компенсируется включением всех возможных уровней антиалиасинга с анизотропией, с HDR и разрешением под 1600х1200, поэтому будущее у ATI Radeon X1900 series есть, и оно светлое. Однако у будущего поколения ускорителей за R580 будут проблемы, ибо увеличение количества пиксельных конвейеров – путь столь же конечный и тупиковый, как и банальное увеличение тактовых частот: когда-то настанет предел, и количество конвейеров уже не будет отражаться на производительности столь радикально, как сейчас.

Автор: Дмитрий Зиновьев  •  Иcточник: Ferra.ru  •  Опубликована: 01.02.2006
Нашли ошибку в тексте? Сообщите о ней автору: выделите мышкой и нажмите CTRL + ENTER
Теги:  


Оценить статью:
Вверх
Комментарии посетителей
Комментарии отключены. С вопросами по статьям обращайтесь в форум.