Тестирование
Тестовый стенд Intel:
Материнская плат: | ASUS P5PL2 i945PL LGA775 2chDDR2 PCI-Express16x SATA-300 ATX |
Оперативная память: | 2x DDR2-667 512Мб Samsung PC2-5300 orig. |
Видеокарта: | Inno3D GeForce6600GT 128Мб GDDR3 |
Жесткий диск: | Samsung HD080HJ 80 Гб 7200 rpm 8 Мб SATA-300 |
Блок питания: | SuperPower 480X 480W |
Операционная система: | Windows XP SP2 |
Драйверы: | Intel INF Update 7.2.2.1006 NVIDIA ForceWare 81.98 |
Тестовый стенд AMD:
Материнская плат: | ASUS A8N-E nForce4 Ultra Socket 939 2chDDR PCI-Express16x SATA-300 ATX |
Оперативная память: | 2x DDR-400 512Мб PQI PC-3200 |
Видеокарта: | Inno3D GeForce6600GT 128Мб GDDR3 |
Жесткий диск: | Samsung HD080HJ 80 Гб 7200 rpm 8 Мб SATA-300 |
Блок питания: | SuperPower 480X 480W |
Операционная система: | Windows XP SP2 |
Драйверы: | NVIDIA nForce4 AMD 6.70 NVIDIA ForceWare 81.98 |
Начнем, как и положено, с синтетики.
Тестово-информационный пакет SiSoftware Sandra 2005 SR3 наглядно показывает превосходство двухъядерной архитектуры над одноядерной. Но увеличение кэш-памяти для Pentium D 930 почти не дает выигрыша.
Пакет CrystalMark использует чуть более приближенные к реальности алгоритмы, но находится в процессе совершенствования и никак не получит статус финальной версии. Несмотря на некоторый разброс результатов, после их усреднения, можно присудить однозначную победу двухъядерным процессорам с лидерством Athlon 64 X2 3800+ и засвидетельствовать незначительный прирост производительности от увеличения кэш-памяти до 2 Мб на ядро у Pentium D.
Пакет Futuremark PCMark`04 периодически подвергается критике за благосклонность к высоким частотам процессоров Intel. Этим можно попытаться объяснить проигрыш AMD Athlon 64 X2. Но, учитывая входящие в состав пакета операции кодирования звука и видео, в которых длинноконвеерные Pentiun 4 получают выигрыш, можно поверить в реальность полученных результатов. Также отметим увеличение производительности на 4% у Pentium D 930, обусловленное, судя по всему, большим объемом кэш-памяти.
В Futuremark PCMark`05 улучшена работа с многоядерными процессорами (появились тесты, одновременно выполняющие 4 задачи), а также улучшен баланс тестовых заданий, но лидеры не изменились. А вот от большего объема кэша в этом тестовом пакете выгоды меньше.
Переходим к выполнению практических задач.
Скорость сжатия данных (в обиходе "архивирование") тестировалась на папке Program Files, дополненной, для простоты счета, до объема 1 Гб почти сотней мегабайт музыки в формате mp3. От встроенного теста мы отказались в пользу реальных данных, т.е. просто производили замер времени сжатия. Соответственно, меньший результат является лучшим, т.е. архивирование происходило быстрее. Очень обрадовал 7-Zip, который показал прирост производительности на двухъядерных процессорах до 35%. Еще одним важным фактом является увеличение производительности с увеличением кэш-памяти, ощутимое в реальной жизни - пол минуты на 1 Гб данных.
Для оценки скорости кодирования аудио, мы конвертировали в mp3 диск Zdob si Zdub - Tabara Noastra, предварительно сохраненный на жесткий диск в формате wav. На этот раз мы отказались от использования последнего релиза кодека LAME v3.96.1 (июль 2004) в пользу более новых наработок, хотя и носящих статус alpha. В результате, быстрее всех перекодировал wav в mp3 процессор AMD Athlon 64 X2, хотя при использовании старого кодека он сильно отставал.
Для удобства кодирования видео мы воспользовались программой VirtualDub. Тестовым файлом был клип Rammstein - Ohne Dish (mpeg, 74 Мб). Для уменьшения его размера мы воспользовались обновленным кодеком DivX 6.1.1, настроенным на максимальное качество, и Windows Media Video 9 с настройками по умолчанию. Оба кодека показали хорошую поддержку многоядерных процессоров с увеличением быстродействия приблизительно на 40%. К сожалению, увеличение кэш-памяти у Pentium D для кодеков осталось практически не замеченным.
Комплексный пакет оценки пригодности системы для работы в CAD/CAM приложениях SPECviewperf 8.01 перестает быть актуальным. Несмотря на то, что победу должны были одержать двухъядерные Pentium D и Athlon 64 X2, эти процессоры проиграли.
Игровая синтетика и игры.
Codecreatures Benchmark занимает сегодня среднее положение между игровыми синтетическими тестами и тестами на производительность в рабочих OpenGL пакетах. На номинальных частотах здесь лучшим оказывается Athlon 64 X2 3800+, но разгон Pentium D 930, пусть и не впечатляющий, спасает ситуацию.
AquaMark 3 расставил производительность процессоров в самой логичной последовательности, отметив и двухъядерность и объемы кэш-памяти.
А вот в 3DMark`03 обнаруживается небольшое отклонение от логики. Несмотря на победу с отрывом в процессорном тесте, Athlon 64 X2 3800+ проигрывает в общем игровом зачете всем, даже одноядерным процессорам.
Что касается 3DMark`05, то он показывает более правдоподобные результаты, правильно переносящие архитектурные особенности в заветные "попугаи". Отметим почти 10% прироста производительности у Pentium D 930 по сравнению с Pentium D 830.
Futuremark 3DMark`06 является самым современным игровым тестом, естественно имеющим оптимизацию для работы на многоядерных процессорах. Отсюда такое отставание одноядерных процессоров при расчете искусственного интеллекта и физии (тест CPU). Зато графический результат для всех систем почти одинаков - получается, что красота изображения в первую очередь зависит от видеокарты, при отсутствии "умного" искусственного интеллекта и реалистичности физических процессов. Посмотрим, что нам готовят современные игры.
Но для начала - игра прошлых лет Quake 3, чувствительный к производительности FPU и памяти, полностью повторяет предсказание 3DMark`03, расставляя процессоры в логической зависимости от тактовых частот и объема кэш-памяти второго уровня, причем принимая во внимание возможности только одного ядра для двухъядерных процессоров (со вторым игра не умеет работать). Естественно, что новая архитектура не приносит видимого прироста производительности.
Современные же игры отлично используют возможности многопоточных вычислений. Вот для примера Quake 4. Особенно хорошо видно преимущество двухъядерных процессоров в низких разрешениях. Это не значит, что прирост производительности возможен только при низком качестве изображения, просто возможностей GeForce 6600GT для современных игр на высоких разрешениях уже маловато.
Ситуация почти полностью повторяется в Half-Life 2. Игра, в которой реализован неплохой искусственный интеллект для противников, а игровой процесс качественно описан физическими законами. Только теперь с небольшим отрывом лидирует Athlon 64 X2 3800+.
С таким же успехом расставляет по местам возможности современных процессоров и игра Serious Sam 2, обладающая неплохой физикой мира.
Как нам кажется, Intel Pentium D 930 показал отличные результаты даже при использовании материнской платы на не самом производительном чипсете Intel 945PL Express.
Итоги
Новую линейку процессоров Intel Pentium D 9x0 можно считать очень удачной, особенно при появлении в продаже "камней" степпинга C1, которым вернули поддержку технологий Enhanced HALT State и Enhanced Intel SpeedStep. Переход двухъядерных процессоров на 65 нм ядро Presler обеспечил высокую производительность при, наконец-то (!), умеренном тепловыделении. С последним фактом можно уверенно поздравить Intel. Кроме того, процессоры Pentium D на ядре Presler имеют поддержку всех новых технологических веяний, включая Intel Virtualization Technology и готовность применения в многофункциональных медиацентрах VIIV.
Еще одним немаловажным аспектом является вполне доступная цена младших и средних моделей двухъядерных процессоров Intel. Если фирма продолжит проводить и далее такую же агрессивную ценовую политику, а с переходом на выпуск чипов по техпроцессу 65 нм это очень вероятно, то AMD придется ой как не сладко. Поживем - увидим.