Тестовый стенд
Шина | PCI-E |
CPU | AMD Athlon64 4000+ |
MB | ASUS A8N-SLI Deluxe |
Memory | Kingston HyperX PC3200 2x512 Мб |
OS | WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU | Hiper 525W |
Для тестирования использовались драйверы версии 82.65. Разумеется, не WHQL-сертифицированные, поскольку последние WHQL-драйверы версии 91.98, но в них поддержка видеокарт на базе 7300GS еще отсутствует. Впрочем, это не повод расстраиваться. Поскольку все видеокарты тестировались в одинаковых условиях, представление об их относительном уровне производительности можно считать достоверным.
Как мы тестировали
Что касается разгона, то в этот раз мы не ставили задачу найти максимальные стабильные частоты у каждой видеокарты. Прирост производительности в абсолютном выражении (числе "попугаев" или FPS) у бюджетных видеокарт не идет ни в какое сравнение с приростом видеокарт даже среднего сегмента. Поэтому мы использовали технологию MSI D.O.T. просто чтобы убедиться, что разгон пусть на 10% есть и графический чип 7300GS может без проблем работать в таких условиях. В тестировании данная конфигурация фигурирует под названием "MSI 7300GS 256Mb @ 605/890". Указаны частоты для GPU/памяти соответственно. Результаты тестирования этой же видеокарты на штатных частотах обозначены как "MSI 7300GS 256Mb (550/810)"
Поскольку видеокарты от Gigabyte и Leadtek имеют одинаковую конфигурацию и показали совершенно одинаковые результаты, мы объединили их под общим именем "7300GS 128Mb (550/810)". Напомню, в скобках указаны штатные частоты GPU/памяти видеокарт. Видеокарта Chaintech имеет разогнанный GPU, поэтому на диаграммах ей соответствует своя строка - "Chaintech 7300GS 256Mb (600/810)"
Теперь "о героях прошлых лет". Для полноты картины, мы решили также протестировать видеокарты на базе GeForce6200. Была протестирована видеокарта Gigabyte 6200TC256D - 64 Mb видеопамяти на борту, шина памяти 64-бит, штатные частоты 350/550, использует TurboCache. На диаграммах фигурирует под именем "6200TC 64Mb (350/550)".
Для сравнения поколений 6xxx и 7xxx, видеокарте на основе 7300GS были понижены частоты до уровня 350/550. На диаграммах строчка - "7300GS 128Mb @ 350/550". А также была взята видеокарта на основе чипа 6200, но не использующая TurboCache и при этом имеющая 128 Мб видеопамяти, подключенной по 128-битной шине. На диаграммах обозначена как "6200 128Mb 128-bit (350/550)"
Результаты тестирования
Будем анализировать результаты снизу-вверх. Как и следовало ожидать, GeForce6200TC находится в самом низу диаграммы. А вот работающая на таких же частотах 7300GS показывает уверенное преимущество над GeForce6200ТС в 20%, но в свою очердь отстает от 6200 128-bit.
Далее результаты идут парами. Несколько странно, что видеокарта от Chaintech, имея больший объем памяти и более высокую частоту ядра, показывает результаты близкие к "7300GS 128Mb (550/810)", а не к "MSI 7300GS 256Mb (550/810)". Может быть, причина кроется в таймингах памяти на видеокарте Chaintech?
А замыкает список сверху "MSI 7300GS 256Mb @ 605/890".
В этом тесте расстановка сил практически та же самая, за тем исключением, что видеокарта 6200 128Mb 128-bit (350/550) обгоняет 7300GS 128Mb (550/810). Преимущество в ширине шины памяти превосходит прирост производительности от повышения частоты GPU?
Прежде чем перейти к тестированию в играх, выскажу предположение, что новинки на базе 7300GS будут чувствовать себя прекрасно в приложениях, больше ориентированных на вычислительную мощь GPU, а в приложениях, требовательных к пропускной способности шины памяти - могут и отстать. Разумеется, мы не использовали в тестах режимы с включеными сглаживанием и анизотропной фильтрацией.
Поскольку мы тестируем бюджетные видеокарты, было решено протестировать видеокарты в разрешениях 800х600, 1024х768, 1280х1024 1600х1200. Такой выбор был сделан на предположении, что в разрешении 800х600 даже на бюджетных видеокартах можно будет "хоть одним глазком" пограть в современные игры. А разрешение 1280х1024 было выбрано исходя из того, что такое разрешение становится довольно популярным и хотелось проверить - смогут ли бюджетные карты обеспечить минимальный играбельный FPS в "родном" разрешении 17-дюймовой LCD панели? Результаты в разрешении 1600х1200 приведены из академического интереса.
Посмотрите, как четко разделились результаты в зависимости от частоты графического процессора. Похоже именно частота GPU является решающим фактором для победы в этом тесте. Однако видеокарта Chaintech так и не спешит обгонять MSI NX7300GS 256 Mb.
Общая картина сохраняется, равно как и "геймерский" FPS для видеокарт с частотой GPU от 550 МГц.
Увеличение разрешения на следующую ступень приводит к падению результатов почти на 40%. Однако на видеокартах 7300GS играть еще можно, хотя комфортной игрой это назвать и трудно.
Темп падения несколько замедлился. Результаты уже падают не на 40%, а лишь на ~30%. Видно, что видеокарта с 128-битной шиной памяти начинает занимать промежуточное место между "старыми и медленными" и "новыми и быстрыми".
А вот и сюрприз! Несмотря на новые технологии и высокие частоты, видеокарта 6200 128-bit обгоняет даже разогнанную 7300GS. Требовательность DOOM3 к шине ПСП памяти довольна высока и неудивительно, что медленная по частотам карта с более широкой шиной памяти выходит в лидеры.
Отрыв 6200 128-бит становится виден четче. Тем не менее карты на 7300GS еще в состоянии поддерживать играбельный FPS, пусть и на минимальном уровне.
К сожалению, при увеличении разрешения до 1280х1024 FPS падает ниже отметки 30 кадров/сек. Однако надо учесть, что мы тестировали видеокарты на максимальных настройках графики в игре, поэтому при некотором послаблении требований к качеству "картинки", добиться играбельного FPS будет вполне реально.
Как и следовало ожидать, 6200 с 128-битной памятью - вне конкуренции.
Тестирование в FEAR проводилось на максимальных настройках качества графики, за исключением сглаживания и анизотропной фильтрации. Также были отключены "мягкие тени" (soft shadows). Как видите, результаты довольно неплохи. карта на базе 6200 128-бит опять вырывается вперед, и только разгон помогает MSI 7300GS 256Mb @ 605/890 обойти соперницу.
Для FEAR важно все, и ПСП и производительность GPU. Поэтому шансов у 6200ТС просто нет, а 7300GS по сравнению с ней показывает значительный прирост при работе на таких же частотах. Что называется - оптимизации в действии.
Ну и при увеличении разрешения ничего принципиально не меняется.
Выводы
Видеокарты на основе 7300GS действительно демонстрируют ощутимый "архитектурный" прирост за счет нового ядра, даже при работе на тех же частотах что и предшественники. С одной оговоркой - в тех приложениях, где наиболее важна производительность именно ядра GPU.
В то же время, шина памяти 64-бит является довольно серьезным "тормозом" роста результатов и в приложениях, требовательных к пропускной способности памяти, 7300GS может проигрывать видеокартам на основе GeForce 6200 с шиной памяти 128-бит. Отсюда следует, что наиболее предпочтительным способом увеличения производительности решений на базе 7300GS выглядит разгон именно видеопамяти, а не графического процессора.
Заключение
Если говорить кратко, то выпуск очередного low-end решения редко когда вносил ясность в расстановку сил в этом сегменте. Добрая традиция не была нарушена и в этот раз. На примере всего лишь четырех видеокарт мы могли убедиться, что разброс возможных характеристик имеет место быть, и рассмотренным примером дело вряд ли ограничится.
Для тех, кому верхнее ограничение по цене видеокарты играет наиболее важную роль (лишь бы "показывало"), видеокарты на основе 7300GS могут стать неплохим выбором.
Для тех же, у кого уже "показывает", целесообразность перехода с GeForce6200 на GeForce7300 может вызвать вопросы.