Частенько обзоры компьютерной техники начинаются с рассуждений о том, как далеко шагнул прогресс, как нынче всё напичкано электроникой, что нас ждёт в будущем и т.д. Мне же, особенно в данном случае, наоборот, хочется мысленно вернуться лет эдак на десять-двенадцать назад и вспомнить те предметы, которые мы держали в руках и ласково называли «компьютерными манипуляторами типа "мышь"».
Тогда, если вы помните, это были слегка «зализанные» коробочки с двумя кнопками (речь идёт о PC-мышах; манипуляторы для Macintosh и вовсе имели всего одну кнопку), толстым проводом и неимоверным количеством пыли и грязи внутри. Поелозишь такой мышкой недельку-другую по столу, и можно готовить протирочные материалы. Впрочем, для многих чистка мыши была чем-то сродни чайной церемонии: долгая подготовка, предвкушение и последующая операция по очистке «грызуна» от всякой гадости – сплошное удовольствие. Позже появились оптические мыши, где роль шарика играл считывающий сенсор, и всё – вся романтика пропала. Зато на смену ей пришли надёжность, долговечность оптических манипуляторов, и удобство использования, конечно же, – минимум движущихся механизмов, минимум обслуживания. Знай себе – время от времени накладочки протирай.
Правда, наряду с рядом преимуществ, образовались и некоторые недостатки, вернее, один – самый главный. Речь идет о пониженной, если так можно выразиться, «проходимости» оптических мышей на неровных и лакированных поверхностях, а также на крашеных и полированных металлах, керамике и стекле. Более того, мышки с оптосенсорами первого поколения весьма нагло вели себя даже на ковриках с мелким повторяющимся рисунком: курсор в таких случаях мог «прыгать» по экрану, так сказать, по произвольной программе, а в некоторых случаях двигаться даже тогда, когда мышь спокойно лежит на столе. С появлением современных сенсоров проблема частично решилась, однако использовать оптические мыши на некоторых покрытиях трудно и по сей день.
Собственно, проблема лежит в самой технологии, заложенной в оптических сенсорах. Если взглянуть на «брюхо» практически любого современного оптического манипулятора, можно увидеть простенькую систему, состоящую из двух пластиковых линз, сенсора и светодиода. При перемещении мышки освещаемая светодиодом часть поверхности фокусируется одной из линз и обрабатывается сенсором, после чего сигнал поступает на растерзание чипу контроллера, а затем – в ПК. Это если вкратце. Так вот, дело в том, что сенсоры настроены таким образом, что способны внятно воспринимать отражённый свет, только если между поверхностью и «глазом» не более 2,5 мм. Именно по этой причине мышь начинает вести себя непредсказуемо на оргстекле, полированном металле или неровных поверхностях – там электроника порой попросту не может уловить сфокусированный пучок отражённого света. Сэмулировать подобную ситуацию можно, слегка приподняв мышь над рабочей поверхностью и попытавшись передвинуть курсор. Частично проблему решили оптические системы, в которых в качестве подсветки использовался луч лазера. Впрочем, принцип работы сенсоров остался прежним, а значит, проблемы в целом остались.
Чтобы их решить, компания Nippon Klick Co. выпустила ряд моделей оптических мышей Oklick с технологией Mirrored Reflection Lens Technology (MRL), призванной повысить «проходимость» манипуляторов на проблемных поверхностях. С двумя из них – моделями 303 M MRL и 323 M MRL – мы сегодня и познакомимся.
|
|
На первый взгляд – обыкновенные мыши классического дизайна, с двумя кнопками и колёсиком прокрутки. Интерфейс – USB (в комплекте к обеим моделям поставляется переходник на PS/2). Различие с «коллегами по цеху» лишь в оптическом сенсоре, вернее, в его размещении. В данном случае вся система расположена таким образом, что пучок света направлен вертикально вниз, но, благодаря особой конструкции линз, легко улавливается сенсором. При стандартном же размещении системы пучок направляется под довольно большим углом к поверхности. Более подробно на этом вопросе мы остановимся ближе к концу обзора. А пока взглянем поближе на сами устройства и оценим их с точки зрения удобства использования. Начнём с модели 303 M MRL.
|
Корпус мыши симметричен и выполнен из относительно недорогого, но довольно качественного пластика двух цветов. Как обычно – чёрный низ (так называемая «резиновая» пластмасса), серебристый верх (с матовым блестящим покрытием). Каких-либо дизайнерских изысков нет, как нет и дополнительных органов управления – кнопок, колёсиков и прочей мишуры. Всё строго и по минимуму. Стоит отметить качественную сборку – в отличие от некоторых других представителей этой ценовой категории, корпус не скрипит при сжатии, а детали плотно пригнаны друг к другу и не расходятся при усилении давления на корпус. Кроме того, внимание привлекли белые пластиковые накладки на дне мыши: в отличие от тех, что стоят, например, на многих мышах Genius, эти скользят по поверхности стола куда лучше, да и грязь, судя по всему, собирают куда менее охотно. Впрочем, пара замечаний к девайсу всё же нашлось: во-первых, отсутствие демпфера на стыке провода (к слову, весьма толстого) и корпуса мыши, а во-вторых, трудно разбираемый корпус. Конечно, всё это можно назвать придирками, но тем не менее… В целом же мышка неплохо размещается в мужской руке средних размеров, и работа с ней продолжительное время неудобств не доставляет. Хотелось бы рассказать про фирменное программное обеспечение, но вот беда – на момент тестирования его в комплекте с мышами не оказалось. Впрочем, соответствующее ПО уже создано и размещено на сайте Oklick по адресу: http://www.oklick.ru/support/skey/ (подробнее о нем читайте в наших следующих материалах).
|
На очереди – модель 323 M MRL. Она, как и предыдущая мышь, рассчитана как на правшей, так и на левшей. Корпус симметричен и лишён дополнительных кнопок. Как и в случае с 303 M MRL, материалы используются недорогие, но довольно качественные – всё тот же «резиновый» пластик (основание корпуса), несколько вставок «под хром» и серебристая пластмасса, покрытая прозрачным пластиковым слоем, создающим эффект лакировки. Смотрится это, кстати, весьма красиво и даже дорого. Кроме того, такое покрытие защищает «спинку» мыши от стирания серебристого напыления. Зато вот блестящие вставочки по бокам корпуса со временем наверняка сотрутся. В руке мышь лежит чуть удобнее уже рассмотренной модели, возможно, просто потому, что автор этих строк долгое время пользовался мышкой с аналогичной формой корпуса. Также хочется отметить наличие тех же беленьких накладок на днище: трудно сказать, как они себя поведут со временем, но первые ощущение от «обкатки» мышей очень и очень положительные. В отличие от 303 M MRL, в данном случае мышь связывается с ПК посредством менее толстого кабеля, и в месте его стыка с корпусом мыши имеется демпфер. Впрочем, как показывает опыт, наличие или отсутствие этой детали иногда совершенно не определяет стойкость провода к изломам.
Кстати, разобрать эту мышь также не удалось. Только если у 303-й присутствовали хотя бы 2 винта, то тут их вовсе не нашлось. А жаль: очень хотелось поближе взглянуть на конструкцию сенсора. Что ж, придётся изучать его непосредственно в процессе работы.
|
|
Как уже было сказано выше, обычно в оптических мышах сенсоры установлены таким образом, что свет, излучаемый светодиодом, падает на поверхность под большим углом. В случае с обеими рассматриваемыми моделями конструкция выглядит несколько иначе, и световой пучок, по словам создателей, должен падать под прямым углом. При ближайшем рассмотрении принципа работы всей оптической системы авторства Oklick выяснилось, что свет всё же падает не строго перпендикулярно поверхности, а под небольшим углом, что в итоге, впрочем, ничего не меняет. Вообще, признаться, трудно понять, что принципиально изменилось в схеме восприятия отражённого сигнала с изменением расположения датчика, диода и линз. Более того, все оптические сенсоры производила и производит до сих пор одна единственная компания – Agilent Technologies, некогда бывшая под крылом Hewlett-Packard (есть, конечно, и дешёвые китайские поделки – копия продукции Agilent , но это, надеюсь, не наш случай). Это означает, что «изобретения велосипедов» так или иначе ограничены разработками Agilent, и все технологии повышения точности и чувствительности – это, по идее, лишь результат доработки оптодатчиков и их конструкции, что собственно, и сделали специалисты компании Nippon Klick Co. То есть, в данном случае мы имеем дело со слегка изменённым расположением деталей, что должно дать положительный результат.
А чтобы этот результат получить, пришлось запастись полированным металлом, деревянным столом, покрытым лаком, и стеклом. В качестве оппонента выступила мышь Genius NetScroll+, внешне, кстати, очень напоминающая Oklick 323 M MRL (совпадение?). Все три мыши поочередно «бегали» по различным проблемным поверхностям во время обычной работы в Сети и игры в 3D-шутер.
Не расписывая подробно весь процесс мучения мышек, можно отметить – все три «грызуна» справились с работой либо одинаково хорошо, либо одинаково плохо. Даже по неровной поверхности мягкой мебели манипуляторы скользили с примерно идентичными «успехами». Под конец эксперимента, смеха ради, мыши были водружены на зеркало – разумеется, ни одна из моделей не захотела двигать курсором. Впрочем, такого чуда никто и не обещал. Единственная поверхность, на которой мышам Oklick удалось чуть опередить соперницу, – это стеклянная подложка. Искусственно увеличенный «клиренс» Genius перенесла хуже других, чаще теряя «сцепление» с курсором.
Что же можно сказать в итоге? Модели 303 M MRL и 323 M MRL оказались вполне качественными продуктами, особенно если учесть их розничную стоимость – около $10 и $12 соответственно (цены справедливы на период конца мая 2006 года). Что касается технологии Mirrored Reflection Lens, можно сказать, что она всё же добавила манипуляторам дополнительной чувствительности, однако чтобы понять разницу нужно поработать хотя бы день. В любом случае, хуже уж точно не стало: обе модели гарантированно работают и на ковриках, и на обыкновенных деревянных столах, и даже на стекле (главное, чтобы под стеклом всё же что-то было).