Те, кто связан с торговлей комплектующими не дадут соврать, что есть очень большой контингент покупателей, которые приходят за мегагерцами, миллисекундами, мегапикселями и мегабайтами не особо вникая в то, будет ли от этого приобретения польза. Вполне естественно, что производители будут поддерживать ажиотаж среди таких покупателей периодическим выпуском новых "еще лучших" устройств. Вот и компания ASUSTeK радует желающих получить за небольшие деньги видеокарту с огромным объемом видеопамяти. Встречаем EAX1600PRO с 512 Мб DDR2. А почему бы и нет? И всего за 100 с лишним долларов.
Уже упаковка, традиционных для ASUS размеров, дважды сообщает о вожделенном объеме установленной видеопамяти. Такую коробку можно поставить рядом с компьютером на видном месте, и каждый пришедший в гости поймет всю серьезность хозяина. Изображенная горилла, между прочим, сообщает о том, что в комплекте с видеокартой бонусом идет игра "King Kong".
Внутри коробки, кроме выше упомянутой игры и самой видеокарты, можно обнаружить переходник 15-pin D-Sub на DVI, переходник S-Video на Composite, краткое руководство по установке и настройке видеокарты, а также еще два CD-диска - один с драйверами и ПО, другой с многоязычным руководством пользователя.
Внешне видеокарта неотличима от модификации с 256 Мб видеопамяти: тот же красный текстолит, свойственный видеокартам на графических процессорах ATI и такое же расположение остальных компонентов.
Тот же набор интерфейсов - аналоговый D-Sub, цифровой DVI и TV-out для подключения к телевизору и другим устройствам отображения или записи видео.
Та же система охлаждения из медного радиатора с тепловой трубкой внутри и не очень громкого вентилятора, обеспечивающая достаточное охлаждение GPU и чипов памяти на лицевой стороне. Чипы памяти на обратной стороне платы снова оставлены без внимания. Неужели только в них одних и отличие?
Сняв кулер, окончательно убеждаемся, что печатная плата и элементная база на ней у версий видеокарты с 256 Мб видеопамяти и с 512 Мб не имеют видимых невооруженным глазом отличий.
Графический процессор RV 530 Pro, произведенный на 51-й неделе 2005-го года, обладает двенадцатью пиксельными конвейерами с четырьмя текстурными блоками и пятью вершинными процессорами. Тактовая частота видеочипа по умолчанию 500 МГц, а после разгона была доведена до 630 МГц, что можно считать хорошим результатом. Шина обмена данными с памятью имеет ширину 128 бит.
Собственно вот оно, "изюминка" этой видеокарты в установленных чипах памяти DDR2 от Hynix (HY5PS121621 FP-E3), имеющих емкость 512 Мбит, которые работают на частоте 540 МГц, и почти не разгоняются. Восемь таких микросхем и дают 512 Мб видеопамяти. Напомним, что у EAX1600PRO, несущей 256 Мб видеопамяти, используется DDR2 производства Infineon, работающая на частоте 780 МГц - разница в рабочих частотах памяти составляет 240 МГц. Сможет ли увеличение объема памяти в два раза скомпенсировать такое огромное частотное отставание? Что-то нам подсказывает, что вряд ли, но вскрытие, т.е. тестирование, покажет.
Тестирование
Тестирование производилось на следующем стенде:
Материнская плата | ECS KN1SLI Extreme на nForce4 SLI |
Процессор | AMD Athlon 64 3200+ (2,00 ГГц, 512 Kб, Socket 939) |
Память | 2х DDR400 512 Mб PQI PC3200 |
Жесткий диск | Samsung HD080HJ (80 Гб, 7200 rpm, 8 Мб, SATA-300) |
Блок питания | SuperPower 480X, 480 Вт |
Операционная система | Microsoft Windows XP SP2 |
Драйверы | ATI Catalyst 6.4 WHQL NVIDIA ForceWare 84.21 WHQL |
Результаты тестов
Первый же тест и первое разочарование. То, что при такой медленной памяти бить рекорды будет тяжело, мы сразу предположили, но что разгон не дал практически ничего, расстроило еще сильнее.
Результаты в тестовых пакетах Futuremark 3DMark, от старых к более новым версиям, в первую очередь зависят от архитектуры графического процессора, от скорости обмена с видеопамятью, от объема памяти и, конечно же, от "заточки" драйверов. Из всего списка необходимых параметров у ASUS EAX1600PRO с 512 Мб памяти есть лишь одна проблема - скорость работы этой самой памяти. По результатам тестов 3DMark очевидно, что медленные 512 Мб являются ненужной роскошью. Да и разгон GPU в таких условиях пустая трата времени (поэтому далее, на некоторых диаграммах, мы решили не приводить результаты разогнанной видеокарты).
Результаты игровой синтетики полностью переносятся на результаты тестов в играх. Сравнивать ASUS EAX1600PRO 512 Мб DDR2 с видеокартами конкурента очень тяжело, даже если она будет стоить на 15-20 $ дешевле - отставание даже от модификации с 256 Мб, которая обойдется примерно столько же, составляет 15-30 % (!). Но, прежде чем подвести черту, еще несколько результатов в тяжелых для X1600PRO играх.
Что ж, ситуация не меняется, и даже разгон не вносит ощутимых поправок.
Итоги
Рассмотренная сегодня видеокарта в очередной раз подтвердила давний тезис о том, что бюджетным видеокартам большой объем видеопамяти редко бывает нужен. Причины, в общем то, очевидны - полноценная загрузка 512 Мб видеопамяти возможна в наиболее тяжелых графических режимах, которые бюджетный GPU не в состоянии "вытянуть" с приемлемым FPS. Тем не менее, в некоторых специфических приложениях выигрыш наверное увидеть можно. Что касается игр, то все же рекомендуем присмотреться к аналогичной видеокарте ASUS X1600PRO, но с 256 Мб видеопамяти.
Выражаем благодарность фирме ООО ПФ Сервис (г. Днепропетровск) за предоставленные для тестирования видеокарты.