BIOS и настройки платы
На плате имеется всего одна перемычка, предназначенная для очистки CMOS.
Компания Biostar использовала BIOS Award версия 6.00PG.
Раздел «Advanced Chipset Futures» содержит настройки конфигурирования подсистемы памяти. Набор таймингов памяти стандартен: CAS Latency, Active to Precharge Delay, RAS to CAS Delay, RAS Precharge, Write Recovery Time, Refresh Cycle, Refresh Mode Select. Выбор частоты осуществляется из стандартного набора Auto, DDR266, DDR333, DDR400.
В разделе «Integrated Peripherals» собраны настройки интегрированных контроллеров.
Настроек для разгона процессора не много, но кое-что есть.
- возможность изменения частоты тактового генератора для формирования частоты процессора в диапазоне 200-232 МГц, с шагом 1 МГц;
- возможность выбора частоты памяти из стандартного набора значений 100/133/166/200 МГц для DDR200/DDR266/DDR333/DDR400 SDRAM;
- возможность независимого тактования частоты шины AGP при помощи делителя;
- возможность изменения напряжения ядра процессора +9,6%;
- возможность изменения напряжения памяти: 2,65-2,95 В.
В разделе PC Health Status можно посмотреть температуры процессора и системы, напряжения на процессоре, памяти и батареи, а также скорости вращения вентиляторов.
Разгон и стабильность
Все три материнских платы продемонстрировали хорошую стабильность во всё время тестирования. Все тесты прогонялись без проблем, сбоев не наблюдалось.
По традиции, сначала мы решили проверить, на какой максимальной частоте тактового генератора смогут работать наши участницы тестирования. Мы понизили множитель HyperTransport до 2 и начали поднимать частоту тактового генератора. Нам удалось достичь для:
- EPoX EP-9NPA7I (NVIDIA nForce4 4X) – частоты 370 МГц, соответственно, частота HyperTransport равнялась 740 МГц.
- EPoX EP-9NDA3I (NVIDIA nForce3 250) – частоты 364 МГц, соответственно, частота HyperTransport равнялась 728 МГц.
- BIOSTAR K8T890-A9 (VIA K8T890/VT8237) – частоты 232 МГц, соответственно, частота HyperTransport равнялась 464 МГц.
Системы загрузились и работали стабильно.
Напоследок мы решили максимально разогнать наш процессор AMD Athlon 64 3000+ (штатная частота 1800 МГц).
Максимальный результат, которого удалось достичь для:
EPoX EP-9NPA7I (NVIDIA nForce4 4X) – множитель х9 и частота тактового генератора 295 МГц, при этом напряжение на процессоре было увеличено на десять процентов, а множитель HyperTransport равнялся четырём. Система загружалась и работала стабильно.
Процессор AMD Athlon 64 3000+ (штатная частота 1800 МГц) удалось разогнать до частоты 2655 МГц, при этом:
- частота тактового генератора – 295 МГц;
- множитель процессора – 9х;
- частота памяти – 295 МГц;
- тайминги памяти – 2.5-4-4-8-1T;
- множитель HyperTransport – 4х;
- напряжение на процессоре повышалось на 10%;
- напряжение на памяти повышалось на 10%.
Для остальных двух плат повышение напряжения и другие параметры были такими же.
EPoX EP-9NDA3I (NVIDIA nForce3 250)
Процессор AMD Athlon 64 3000+ (штатная частота 1800 МГц) удалось разогнать до частоты 2673 МГц, при этом:
- частота тактового генератора – 297 МГц;
- множитель процессора – 9х;
- частота памяти – 297 МГц;
- тайминги памяти – 2.5-4-4-8-1T;
- множитель HyperTransport – 4х;
- напряжение на процессоре повышалось на 10%;
- напряжение на памяти повышалось на 10%.
BIOSTAR K8T890-A9 (VIA K8T890 / VT8237)
Процессор AMD Athlon 64 3000+ (штатная частота 1800 МГц) удалось разогнать до частоты 2079 МГц, при этом:
- частота тактового генератора – 231 Гц;
- множитель процессора – 9х;
- частота памяти – 261 Гц;
- тайминги памяти – 2.5-4-4-8-1T;
- множитель HyperTransport – 4х;
- напряжение на процессоре повышалось на 9,6%.
Тестирование
В тестировании принимали участие следующие комплектующие:
Материнские платы:
- EPoX EP-9NPA7I (NVIDIA nForce4 4X);
- EPoX EP-9NDA3I (NVIDIA nForce3 250);
- BIOSTAR K8T890-A9 (VIA K8T890/VT8237R);
- EPoX EP-8NPA7I (NVIDIA nForce4 4x);
- ASUS A8N SLI Deluxe (NVIDIA nForce4 SLI).
Процессоры:
- AMD Athlon64 3000+;
- AMD Sempron 2600+.
Память:
Жёсткий диск:
- Seagate Barracuda 7,80 GB (Serial ATA).
Видеокарта:
На тестовом стенде были установлены: операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 2, а также тестовые программы и реальные игровые приложения:
- драйвер для видеокарты NVIDIA: ForceWare 71.82 WHQL;
- драйверы для материнской платы на NVIDIA nForce4 4x: последние с сайта NVIDIA на момент тестирования;
- драйверы для материнской платы на VIA K8T890/VT8237: последние с сайта VIA на момент тестирования;
- драйверы для материнской платы на NVIDIA nForce4 SLI: последние с сайта NVIDIA на момент тестирования;
- драйверы для материнской платы на NVIDIA nForce3 250: последние с сайта NVIDIA на момент тестирования;
- ZD Winstone 2004;
- BAPCo PCMark 2004;
- MadOnion 3DMark 2001 SE;
- FutureMark 3DMark 2003;
- WinRAR 3.30;
- VirtualDub 1.5.1 + DivX codec 5.05a Pro;
- RazorLame 1.1.5.1342 + Lame codec 3.93.1;
- «Unreal Tournament 2004» (Direct3D-приложение, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
- «Half-life 2» (Direct3D-приложение, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, DirectX 9.0);
- «FarCry» (Direct3D-приложение, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, DirectX 9.0);
- «Doom 3» (OpenGL-приложение, мультитекстурирование).
Как проходило тестирование
На материнских платах активизировался двухканальный контроллер памяти посредством вставки двух одинаковых модулей памяти 512 MB Hynix PC3500 в соответствующие слоты. Тайминги памяти были выставлены как 2.0/5/3/3.
Полусинтетические тесты 3DMark 2001 SE и 3DMark 2003 прогонялись по умолчанию.
При архивации данных использовались архиватор WinRAR 3.20 и папка с данными (PCMBENCH) из тестового пакета Winstone 2004. Данная папка была выбрана не случайно: она имеет приличный размер, и в ней содержатся практически все типы файлов.
Тесты на сжатие видео проводились при помощи программы VirtualDub 1.5.1 и кодека DivX codec 5.05a Pro. Сжимаемый видеофайл имел размер 74,5 Мбайт.
Тесты на кодирование MP3 проводились при помощи кодера RazorLame 1.1.5.1342 и кодека Lame codec 3.93.1. Файлы в формате Wave, а именно прографленный альбом «Master Of Puppets» группы Metallica, сжимались в MP3-файлы с битрейтом 128 кб/с и частотой дискретизации 41 кГц.
Реальные игровые приложения использовали 32-битный цвет и разрешение 1024x768. VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все игровые приложения настраивались на максимальную детализацию.
С каждой новой платформой заново устанавливались операционные системы и все тестовые приложения.