Не так давно мы познакомились с новым флагманом среднего
класса от NVIDIA – видеокартой GeForce 8600GTS. Сегодня мы возьмем две
такие видеокарты и проверим, сможет ли связка SLI на их основе
«потягаться» в производительности с одиночной видеокартой
8800GTS 640 Мб. Мы выбрали 8800GTS с объемом памяти именно 640
Мб, а не 320 Мб потому что, согласно текущим розничным ценам,
стоимость двух видеокарт 8600GTS примерно равна стоимости
одной 8800GTS 640 Мб. К тому же, такое сравнение позволит нам
прояснить весьма важный момент – влияние объема видеопамяти.
Ведь известно, что в связке SLI объем видеопамяти двух карт не
суммируется, а используется каждым GPU независимо, в пределах
исходного объема видеопамяти одиночной карты.
Для тестирования двух видеокарт 8600GTS в режиме SLI
пришлось собрать новый тестовый стенд, поскольку наш обычный
стенд на платформе Intel C2D + чипсет i975X не поддерживает
SLI. Ниже вы видите конфигурацию тестового стенда,
использованного данном тестировании и пояснения, существенные
для дальнейшего рассмотрения.
Тестовый стенд
Шина |
PCI-Express |
CPU |
Intel Core2 Extreme Quad-Core QX6700 |
MB |
Foxconn N68S7AA-8EKRS2H |
Memory |
Corsair XMS Xpert DDRII-800
4x512Mb |
OS |
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU |
Hiper HPU-4M730 730
Вт |
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare
158.22.
Во-первых, была использована материнская плата Foxconn на
чипсете NVIDIA nForce 680i SLI. Во-вторых, CPU тоже сменился.
Теперь это четырехъядерный Intel Core2 Extreme QX6700. Штатно
процессор работает на частоте 2,66 ГГц, но одним из
несомненных преимуществ имеющегося у нас экземпляра является
то, что он обладает свободным множителем. Этим обстоятельством
мы и воспользовались, установив множитель CPU на "11", вместо
исходных "10". Это было сделано для того, чтобы получить
систему с параметрами, близкими к нашему первоначальному
стенду на базе Intel Core 2 Duo X6800 @ 2,93 ГГц. Таким
образом, попутно мы сможем оценить эффект от увеличения числа
ядер CPU при прочих равных условиях (ну или очень близко к
этому).
Что касается собственно видеокарт, принимавших участие в
тестировании, то это видеокарты 8600GTS от MSI и Foxconn. В
тот раз мы имели дело с видеокартой MSI 8600GTS, которая была несколько
разогнана относительно рекомендованных NVIDIA частот. В этот
раз нам достался экземпляр, который выглядит совершенно
идентично уже рассмотренному, и также разогнанный, но частоты
были несколько скромнее – 700/2100 МГц для GPU/видеопамяти
соответственно. Что касается видеокарты от Foxconn, то, за
исключением наклейки на радиаторе, она ничем не отличается от
любой другой референсной видеокарты.
В плане частот никаких отступлений от «канона» не
наблюдается. Частоты GPU/видеопамяти составляют 675/2000 МГц,
как и рекомендовано компанией NVIDIA.
Тестирование
Несмотря на разницу в частотах, вышеупомянутые видеокарты
8600GTS спокойно «включились» в режим SLI. Тем не менее, для
чистоты эксперимента мы установили им одинаковые частоты. С
помощью утилиты RivaTuner 2.01 частоты видеокарты MSI 8600GTS
были понижены до «канонических» значений 675/2000 МГц. Что
касается соперницы этой связки, то видеокарта Foxconn 8800GTS
640 Мб также работала на стандартных для 8800GTS частотах –
500/1600 МГц.
С конфигурацией тестового стенда вы уже знакомы. На
диаграммах ниже оранжевым цветом выделены результаты
тестирования одиночной видеокарты 8600GTS. Желтый цвет
соответствует результатам связки 8600GTS-SLI, а ярко-зеленым
цветом показаны результаты 8800GTS. Помимо этого, на
диаграммах мы также привели результаты 8800GTS, полученные на
стенде с двухъядерным Intel Core 2 Duo X6800 @ 2,93 ГГц
(темно-зеленый цвет). И вот что получилось.
Как видите, прирост производительности связки 8600GTS-SLI
по сравнению с одиночной видеокартой 8600GTS весьма ощутим.
Тем не менее, превзойти одиночную 8800GTS эта связка не в
силах. Что касается разницы между результатами 8800GTS на
разных стендах, то в 3DMark’06, который использует
многопоточность в процессорном тесте, преимущество
четырехъядерной платформы составляет около 10%. В остальных
тестах впереди уже находится платформа на двухъядерном Intel
Core 2 Duo X6800, хотя разница и укладывается в пределы
погрешности.
В игре Oblivion связка 8600GTS-SLI по-прежнему не в
состоянии соревноваться с одиночной 8800GTS, а вот в
соревновании платформ вперед вырывается QX6700@2,93 ГГцб хотя
преимущество в доли процента сложно назвать существенным
отрывом.
В игре Need for Speed Carbon нас ждет горькое
разочарование. Преимуществ от режима SLI нет никакого. Две
видеокарты в связке работают даже чуть медленнее, чем
одиночная 8600GTS. Как оказалось, в драйверах 158.22 для этой
игры нет соответствующего SLI профиля. Печально, но факт.
В Serious Sam 2 одиночная видеокарта 8800GTS остается
недосягаемой для 8600GTS-SLI, а отрыв виден невооруженным
взглядом. В то же время, результаты 8800GTS на разных
платформах практически идентичны.
В Quake 4 результаты связки 8600GTS-SLI подбираются к
результатам 8800GTS гораздо ближе, чем в предыдущем случае, но
по-прежнему не в состоянии их превзойти.
В игре Prey картина повторяется. До сих пор мы использовали
тесты, в которых загрузка видеопамяти не превышала 256 Мб, то
есть объема видеопамяти, установленного на видеокарты 8600GTS.
А что будет, если игре потребуется видеопамяти значительно
больше?
Как видите, в этом тесте нехватка видеопамяти на картах
8600GTS сказывается на результатах весьма драматично, и речь о
том, чтобы «догнать» 8800GTS попросту не идет. В «соревновании
платформ» все по-прежнему. Разница в пределах 1% с переменным
преимуществом.
В игре Call of Juarez связка 8600GTS-SLI себя
реабилитирует. Но не забываем, что использованная в тесте
«демка» не требует видеопамяти больше чем 256 Мб. Куда более
интересны результаты сравнения 8800GTS на разных платформах.
Вялое «кружение» результатов друг вокруг друга внезапно
заканчивается существенным отрывом платформы на базе
четырехъядерного Intel QX6700@2,93 ГГц, причем разрыв
составляет от 10% до 15%, а это даже больше чем в 3DMark’06.
Поскольку частоты центральных процессоров одинаковы, такое
расхождение результатов можно объяснить оптимизацией под
многопоточность собственно игры, ну и наличием вдвое большего
количества ядер у Intel QX6700 по сравнению с Intel X6800. Да,
стоит сказать, что мы тестировали в версии Call of Juarez для
DirectX 9. Будем надеяться, что в версии Call of Juarez для
DirectX 10 поддержка многопоточности останется. Но это уже
тема для другого разговора.
На итоговой диаграмме приведены значения прироста
производительности связки видеокарт по сравнению с одиночной
картой.
Выводы
В общем-то, результаты тестирования говорят сами за себя.
Тем не менее, подведем итоги. Ни в одном из тестов связка из
двух видеокарт 8600GTS в режиме SLI так и не смогла обойти по
производительности одиночную 8800GTS. Что при одинаковой
стоимости данных решений вряд ли может считаться приемлемым
результатом (и это без учета стоимости материнской платы с
поддержкой SLI, которая может стоить несколько дороже более
«простых» аналогов). Отсутствие для какой-либо игры
соответствующего SLI-профиля в драйверах может свести на нет
все усилия по построению производительной SLI-системы. И
последний момент – топовые видеокарты обычно оснащаются
большим объемом видеопамяти, нехватка которой в тяжелых
режимах может оказаться критичной для видеокарт среднего
сегмента.
Что касается сравнения платформ, то срочный переход на
четырехъядерные процессоры в нынешних условиях не так уж и
необходим. Однако нельзя не заметить шаги, которые
предпринимаются в этом направлении. Если игра Call of Juarez
уже способна продемонстрировать прирост производительности с
переходом на четырехъядерную платформу, стоит надеяться, что
будущие игры также пойдут по аналогичному пути. Впрочем, кто
знает, возможно к этому моменту четырехъядерные процессоры
«пропишутся» в настольных компьютерах «естественным образом».
P.S. Если вас интересует вопрос «можно ли заставить
работать в режиме SLI связку, например, 8600GTS+8800GTS»,
отвечаем – нельзя, специально проверяли. Разъемы V-Link на
этих картах смещены относительно друг друга, так что одеть на
них «мостик» не получится физически.