Разгон
В этот раз мы решили обойтись без разгона. Видеокарта
Gigabyte 8800GT и без этого разогнана весьма ощутимо, да и
привычные утилиты эту карту пока «не понимают». Зато, как
оказалось, ее прекрасно понимают «непривычные» утилиты.
Имеется ввиду утилита nTune, которая узнала видеокарту и
спокойно позволяла изменять частоты видеопроцессора и памяти.
Как оказалось, с ее же помощью можно управлять скоростью
вращения кулера и снимать показания температуры. Несмотря на
указанные возможности, разгонять карту мы все же не стали.
Конечно, можно было бы видеопамять до номинальной частоты 2000
МГц DDR разогнать, но и без этого вполне возможно качественно
оценить важные моменты в поведении видеокарты.
Тестовый стенд
Шина |
PCI-Express |
CPU |
Intel Core 2 Duo X6800 2,93
ГГц |
MB |
MSI 975X Platinum PowerUp
Edition |
Memory |
Corsair XMS Xpert DDRII-800
4x512Mb |
OS |
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU |
Thermaltake ToughPower 750
Wt |
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare
163.71 и Catalyst 7.10
К сожалению, времени на тесты было не так много, поэтому
исчерпывающей картины мы предоставить не можем, но надеемся,
что результаты тестов и в таком скромном варианте будут вам
интересны. В качестве соперников для Gigabyte 8800GT мы решили
взять GeForce 8800GTX и Radeon HD2900XT на номинальных
частотах. К сожалению, под рукой не оказалось видеокарты
8800GTS, сравнивать с которой новинку было бы логичнее.
Однако, если вспомнить, что карты 8800GTS и HD2900XT
показывают довольно близкие результаты, отсутствие 8800GTS не
выглядит фатальным. К тому же, данный тест 8800GT только
начинает серию тестов этой видеокарты, и мы еще неоднократно
будем ее тестировать с разными соперниками и в разных
условиях.
На диаграммах результаты 8800GTX выделены темно-зеленым
цветом, HD2900XT – красным, а результаты новинки –
ярко-зеленым.
Синтетические тесты 3DMark показывают ощутимое
превосходство разогнанной 8800GT над обеими соперницами. По
всей видимости, это обусловлено высокими тактовыми частотами
новинки. В режиме «по умолчанию» тесты 3DMark не используют
полноэкранное сглаживание и фильтрацию текстур, так что более
узкая шина памяти 8800GT практически не влияет на результаты.
Дальнейшие тесты мы проводили в режиме с полноэкранным
сглаживанием и анизотропной фильтрацией текстур (4AA/16AF).
В игре Oblivion новинка также чувствует себя вполне
комфортно, даже в высоком разрешении, и идет наравне с
8800GTX.
В игре Need for Speed Carbon преимущество Gigabyte 8800GT
над 8800GTX становится еще заметнее. Скорее всего, это
происходит благодаря невероятно высоким частотам 8800GT и ее
шейдерного блока, нагрузка на который в этой игре весьма
велика.
А вот в игре Serious Sam II картина несколько иная. Если в
низком разрешении обе представительницы на чипах NVIDIA идут
наравне, то с ростом разрешения новинка немножко, но все же
уступает 8800GTX. Сказывается нехватка пропускной способности
видеопамяти?
Да, по всей видимости, так оно и есть. В игре Quake 4,
которая весьма чувствительна к полосе пропускания видеопамяти,
разрыв между 8800GTX и 8800GT еще увеличивается, и не в пользу
последней.
Аналогичная картина и в игре Prey. Хотя в разрешении
1024х768 новинка несколько опережает 8800GTX, дальнейшее
увеличение разрешения меняет знак преимущества на
противоположный.
Ну и наконец F.E.A.R. Эта игра до сих пор остается одной из
самых требовательных как к эффективности шейдерных блоков, так
и к полосе пропускания видеопамяти. Как видим, здесь новинке
8800GT не удается опередить 8800GTX ни в каком разрешении. С
другой стороны, если учесть полуторакратную разницу в ширине
шины памяти, отставание 8800GT выглядит не столь существенным,
всего-то десяток процентов.
Предварительные итоги
Конечно, приведенный набор тестов мал и уже морально
устарел. Этот недостаток мы вскоре поправим, а пока можно
сделать вывод, что в старых играх видеокарта 8800GT показывает
себя вполне на уровне. И даже шина памяти шириной «всего»
256-бит не сильно ограничивает ее по сравнению с такими
монстрами как 8800GTX и HD2900XT. С другой стороны, разница в
производительности, обусловленная шириной шины памяти, должна
же быть, особенно в тяжелых графических режимах. Сможем ли мы
ее увидеть? Давайте попробуем.
Влияние ширины шины памяти
В следующих тестах мы изучим, как ведет себя
производительность видеокарты 8800GT, если изменять только
одну из частот – видеопроцессора или памяти. Подобные тесты мы
проводили в следующих материалах:
Поэтому не будем подробно останавливаться на методике, а
сразу приведем первый график, в котором при неизменной частоте
GPU меняется частота видеопамяти.
Как видите, обе видеокарты довольно чувствительны к полосе
пропускания видеопамяти и демонстрируют хороший рост
результатов с увеличением частоты видеопамяти. С одной
стороны, это говорит о том, что полосы пропускания видеопамяти
недостаточно, с другой стороны – мощность GPU такова, что он
не ограничивает результаты. Иначе в правой части графика линии
становились бы параллельны оси ОХ. То, что мы видим
горизонтальную «полочку» для самой верхней линии на графике,
объясняется недостаточной производительностью центрального
процессора, который начинает ограничивать результаты на уровне
около 165 FPS, а вовсе не ограничением GPU на видеокарте
8800GTX.
Что интересно, в режиме без AA/AF видеокарта 8800GTX
демонстрирует значительно более высокие результаты, чем
8800GT. По всей видимости, это обусловлено разницей именно в
ширине шины памяти. Но мы же покупаем топовые видеокарты не
для того, чтобы играть в легких режимах. Посмотрите, как все
меняется, если включить полноэкранное сглаживание. Отставание
8800GT от 8800GTX значительно сокращается и становится
практически постоянным, вне зависимости от частоты
видеопамяти. Или же, если сравнивать результаты видеокарты
8800GT для разных режимов, получается, что падение
производительности при включении полноэкранного сглаживания у
нее меньше, чем у 8800GTX. Напрашивается парадоксальный вывод
– видеокарту 8800GT предпочтительнее использовать в тяжелых
графических режимах! Пусть в абсолютном зачете она и не
обгонит 8800GTX (флагман все же, не по рангу), но и не будет
сильно отставать, несмотря на в полтора раза меньшую шину
памяти.
Что касается разгона, то в случае с 8800GT очевидно, что
если вы хотите максимальных результатов и есть возможность
разогнать видеопамять – надо разгонять видеопамять. Прирост
результатов будет практически линейным.
Хорошо. А что будет, если зафиксировать частоту
видеопамяти, и изменять частоту видеопроцессора? Давайте
посмотрим на второй график.
На данном графике показаны линии результатов только для
8800GT, как и прежде, для двух графических режимов – без AA/AF
и 4AA/AF. Наиболее интересно поведение нижней линии. Поначалу,
с ростом частоты GPU, общая производительность видеокарты
линейно прирастает и с весьма приличным темпом. Но в точке
соответствующей частоте GPU 600 МГц мы наблюдаем перегиб. То
есть, дальнейшее повышение частоты GPU дает уже не столь
высокий прирост производительности. Возможно, такое поведение
связано с тем, что мощность GPU возрастает настолько, что он
перестает загружаться полностью, и какая-то часть его блоков
начинает простаивать (вспоминаем про «узкую» шину памяти).
Получается, что на видеокарте 8800GT выгоднее разгонять
видеопамять, а не GPU, если по каким-то причинам нет
возможности сделать это одновременно. Желающие легко могут
самостоятельно прикинуть прирост FPS в зависимости от
приращения частоты в обоих случаях.
Удивительно другое - то, что точка перегиба находится
именно на частоте GPU равной 600 МГц. Напомним, что именно эта
частота является рекомендованной для продуктов класса 8800GT.
Странно, правда? Получается, что устанавливать для карты
8800GT частоту GPU ниже 600 МГц нет смысла – потенциал GPU
просто не будет использован в полной мере. С другой стороны,
ставить частоту сильно выше тоже нет особого смысла, прирост
производительности будет не настолько впечатляющ. Интересно,
инженеры NVIDIA тоже проводили подобные тесты, или это просто
случайное совпадение?
А практический вывод из этих двух графиков будет такой –
если вы решили стать счастливым обладателем видеокарты типа
8800GT и думаете, какую из них выбрать, мы бы вам советовали
обращать большее внимание на частоту видеопамяти, а не GPU.
Если же вы не планируете разгонять видеокарту, это также
вполне разумный подход. Она обеспечит вполне комфортную
производительность даже на рекомендуемых частотах. По всей
видимости, рекомендованные частоты и есть наиболее оптимальные
с точки зрения производительность/надежность.
Выводы
Видеокарта GeForce 8800GT – впечатляющий продукт, как по
своим характеристикам, так и по рекомендованной цене. Если вы
еще не в курсе, то сообщаем, что видеокарты 8800GT
позиционируются как продукты среднего класса (middle-end)! То
есть, рекомендованная цена должна находится на уровне
$199-$249, в зависимости от объема установленной видеопамяти
(более низкая цена соответствует версиям видеокарт с объемом
памяти 256 Мб). Ну а как эти новые «середнячки» чувствуют себя
в соревновании с топовыми продуктами сегодняшнего дня, вы
только что видели.
Если компания NVIDIA представила нам весьма
производительный «середнячок» с очень привлекательной
рекомендованной ценой, то инженеры компании Gigabyte
продемонстрировали, что из этого середнячка можно выжать.
Понятно, что тонкий техпроцесс и относительно невысокое
энергопотребление нового чипа оставляет хороший запас для
разгона. Уже сейчас очевидно, что практически все
производители видеокарт выпустят разогнанные версии 8800GT, но
многие ли из них смогут превзойти Gigabyte? Соревнование
обещает быть весьма интересным.
Если вы большой поклонник подобных состязаний, то
видеокарты 8800GT могут сильно помочь подняться в рейтинге
3DMark. Эти карты хорошо разгоняются, да и меньшая ширина шины
памяти по сравнению с 8800GTS/GTX в этих тестах не так
критична. Ну а за цену одной 8800GTX можно купить целых две
8800GT (чисто теоретически), и сделать тандем SLI. Вот только
много ли найдется у нас продавцов, кто будет продавать «почти
8800GTX» по цене вдвое меньшей.