Хороший софт необязательно должен стоить больших денег. Нередко
бесплатные проекты становятся даже более популярными по сравнению с
платными аналогами. Это давно доказали такие разработки как VirtualDub
или 7-Zip. Обычно все начинается с простого энтузиазма, подталкивающего
разработчика сделать программу, которая была бы полезна многим. Иногда
этот энтузиазм охватывает не одного и не двух, а целую команду людей, и
тогда результат совместной работы почти наверняка оказывается успешным.
Программа для трехмерного моделирования Blender – это один из
примеров коллективной работы десятков людей. После нескольких лет
разработки Blender превратился в полноценный бесплатный 3D-редактор. И
это – при размере дистрибутива в восемь мегабайт!
По большому счету, внешний вид всех программ для работы с трехмерной
графикой очень похож. Отчасти это можно объяснить желанием
разработчиков упростить процесс перехода 3D-художника на другой софт.
Присматриваясь к альтернативной программе, пользователь подсознательно
использует привычные сочетания клавиш и ищет в незнакомом интерфейсе
уже известные ему инструменты моделирования. Часто производители
коммерческих пакетов для работы с 3D даже выпускают специальные
брошюры, где подробно разъясняются отличия в «горячих клавишах» и
инструментах управления сценой между их программой и приложением, с
которого они хотят переманить пользователя.
Программисты, сделавшие Blender, не ставят перед собой цель
заработать деньги, и им не нужно подстраиваться под тех, кто раньше
работал в другом 3D-редакторе. Поэтому, открывая для себя Blender,
работе с трехмерной графикой приходится учиться заново.
Необычный внешний вид Blender говорит о том, что разработчики
создавали свой проект «с нуля», не привязываясь к внешнему виду прочих
программ для работы с трехмерной графикой. В какой-то мере это было
правильное решение, ведь только так можно было создать удобный и в то
же время принципиально новый интерфейс. Казалось бы, что можно
придумать удобнее нескольких окон проекций и панели с настройками
объектов?
Удобнее может быть только возможность гибкой настройки
интерфейса под нужды каждого пользователя. В Blender реализована
технология, благодаря которой внешний вид программы изменяется до
неузнаваемости. Изюминка интерфейса Blender состоит в том, что в
процессе работы над трехмерной сценой можно «разбивать» окно программы
на части. Каждая часть – независимое окно, в котором отображается
определенный вид на трехмерную сцену, настройки объекта, линейка
временной шкалы timeline или любой другой режим работы программы.
Таких частей может быть неограниченно много – все зависит от
разрешения экрана. Но сколько бы окошек ни было создано, они никогда не
пересекутся между собой. Размер одного зависит от размера остальных, то
есть если пользователь увеличивает размер одной части, размер соседних
уменьшается, но никаких "накладываний" окон друг на друга не
происходит. Это невероятно удобно, и тут создателям коммерческих
приложений стоило бы посмотреть в сторону Blender, чтобы взять
новшество на заметку.
Еще одна сильная сторона программы – хорошая поддержка «горячих
клавиш», при помощи которых можно выполнять практически любые операции.
Сочетаний довольно много, и запомнить все сразу тяжело, однако их
знание значительно ускоряет и упрощает работу в Blender.
Таким образом, сложным интерфейс программы кажется только с
непривычки. На самом же деле, инструменты Blender расположены очень
удобно. Для того чтобы это понять, нужно поработать в программе
какое-то время, привыкнуть к ней.
Для создания трехмерных моделей используются полигональные и
NURBS-поверхности. Имеются в Blender и инструменты сплайнового
моделирования. Создание 3D-объектов производится также с использованием
кривых Безье иB-сплайнов.
Инструментарий Blender столь универсален, что позволяет
воссоздавать даже очень сложные органические формы. Для этой цели можно
использовать метаболы и технологию «трехмерной лепки» с помощью
виртуальных кистей. Редактирование формы трехмерной модели с помощью
кистей производится примерно так же, как это делается в Maya. Вносить
изменения в геометрию можно в режиме симметрии, что особенно важно при
моделировании персонажей.
В программе можно создавать обычную анимацию, а также работать над
персонажной оснасткой, строить скелет и выполнять привязку костей к
внешней оболочке. Трехмерный редактор работает с прямой и инверсной
кинематикой.
В программе предусмотрена и возможность работы с частицами. Система
частиц может быть привязана к любому трехмерному объекту. Поток частиц
управляется с помощью направляющих кривых, эффектов ветра и завихрений.
Кроме этого, влияние на частицы может определяться как окрашивание, в
зависимости от силы воздействия на них. Есть вариант проверить, как
частицы будут отражаться от движущейся трехмерной поверхности, или
заставить их подчиняться законам гравитации. С помощью статической
системы частиц можно даже моделировать волосы.
Blender включает в себя симулятор флюидов, благодаря которому в
программе можно моделировать «текучие» эффекты жидкостей. Нужно
отметить, что эта разновидность эффектов присутствует далеко не во всех
3D-редакторах, например, в 3ds Max нет инструментов для моделирования
текучих флюидов.
Создать реалистичную анимацию особенно сложно, если необходимо
имитировать физически точное поведение тел. В Blender есть инструменты
для просчета поведения тел в определенных условиях. В режиме реального
времени можно просчитать деформацию мягких тел, а затем «запечь» ее для
экономии ресурсов и оптимизации визуализации анимации. Физически точное
поведение может быть определено также и для упругих тел, с последующим
«запеканием» измененных параметров в анимационные кривые.
Что касается визуализации, то и тут возможности Blender на высоте.
Можно рассчитывать на поддержку рендеринга по слоям, на получение
эффектов смазанного движения и глубины резкости (depth of field). Также
поддерживается "мультяшный" рендеринг и имитация глобального освещения
(ambient occlusion). Вместе с программой удобно использовать бесплатный
движок визуализации YafRay,
который может похвастаться работой с HDRI, возможностями просчета
каустики и глобального освещения. Есть и другие подключаемые
визуализаторы, например, Indigo.
В начале 2006 года в жизни Blender-сообщества произошло очень важное
событие – был выпущен первый 3D-мультфильм, полностью созданный при
помощи этой программы. Короткометражный фильм Elephants Dream
создавался в течение полугода командой из шести аниматоров и других
специалистов, которые постоянно работали в офисе компании Montevideo,
поддерживающей проект. Приложить свою руку к созданию мультфильма могли
все желающие, помогая основной команде разработчиков удаленно, через
интернет.
Целью проекта было показать, что Blender является полноценным
3D-редактором, который с успехом может использоваться не только
студентами и школьниками в целях обучения, но и профессионалами,
работающими в команде над производством сложных проектов.
Одной из особенностей проекта Elephants Dream стало то, что в
интернете был выложен для свободной загрузки не только сам фильм, но и
все исходные материалы, которые использовались при его создании: сцены,
текстуры и т.д.
После успеха Elephants Dream CG-энтузиасты, работающие в Blender, собрались для нового анимационного проекта. Фильм Peach,
производство которого началось в октябре этого года, будет готов к
апрелю 2008. В нем аниматоры хотят обратить внимание общественности на
другие сильные стороны Blender, которые не удалось показать в первом
фильме. В частности, это касается средств для работы с мехом и шерстью.
Обещают, что Peach будет "забавный и пушистый".
Выводы
Blender – это отличный инструмент для трехмерного моделирования и
анимации. Вне всякого сомнения, у этой программы есть будущее, она
постоянно совершенствуется и обрастает новыми возможностями.
Конечно, на сегодняшний день говорить о реальной конкуренции с
3ds Max, Maya, Lightwave и прочими коммерческими пакетами трехмерной
графики пока рано. Однако, с каждой новой версией бесплатного редактора
расстояние между ними и Blender становится все меньше.
Blender работает не только в среде Windows. В отличие от того
же 3ds Max, программа может быть запущена под Mac OS X, FreeBSD,
Solaris, Irix и Linux. А это означает, что студии, которые занимаются
разработкой трехмерной анимации, могут существенно сэкономить на
программном обеспечении, если организуют производство на основе Blender
и бесплатной операционной системы. В том, что это возможно, сомнений не
возникает.
Вряд ли с освоением Blender могут возникнуть какие-нибудь
проблемы – для программы доступна подробная онлайн-документация, есть
множество уроков. Кроме этого, можно приобрести DVD с руководством
пользователя или купить книгу.
Скачать последнюю версию Blender можно с официального сайта.