Широкоформатные мониторы, которые совсем недавно казались
экзотикой, в настоящее время заняли прочные позиции в линейках
практически всех производителей. Подводя итоги ушедшему году,
стоит отметить, что в 2007 году наибольшую популярность
получили недорогие 19-дюймовые широкоэкранные LCD-мониторы с
соотношением сторон 16:10 и разрешением 1440х900. От своих
традиционных (формата 5:4) собратьев они отличаются чуть
меньшей площадью экрана, что позволило снизить стоимость таких
мониторов и, тем самым, открыть путь к сердцам (и кошелькам)
покупателей. Например, из одной стандартной подложки размером
1100x1300 мм выходит или девять 19" панелей формата 5:4, или
12 (!) широкоформатных панелей с такой же диагональю. Именно
поэтому каждая широкоформатная 19-дюймовая панель получается
гораздо дешевле традиционной.
Но если бы основным
достоинством 19-дюймовых "широкоформатников" была только
низкая цена, вряд ли бы они получили сегодня столь широкое
распространение. Нет, на широком экране гораздо комфортнее
становится просмотр видео (в формате 16:9 записано абсолютное
большинство современных фильмов), при воспроизведении которого
на широкоэкранных мониторах остаются лишь совсем узкие черные
полосы сверху и снизу (так как соотношение сторон кадра фильма
обычно немного отличается от соотношения сторон экрана - 16:9
против 16:10), в то время как на традиционных мониторах
впустую пропадает гораздо большая часть экрана. Другим, ничуть
не менее веским, доводом в пользу широкоформатных мониторов,
являются особенности человеческого зрения - людям гораздо
комфортнее воспринимать визуальную информацию в горизонтальной
плоскости, чем в вертикальной. Кроме того, не стоит забывать и
о гораздо более удобной работе с некоторыми программами,
такими, как табличные процессоры или графические редакторы с
их многочисленными боковыми панелями инструментов, палитрами,
меню и пр. "Широкие" 19" позволяют работать также и с двумя
рядом расположенными окнами текстовых редакторов, и текст при
этом остается вполне читаемым. Повышению популярности
"широких" дисплеев способствует и операционная система Windows
Vista, которая ориентирована на использование именно
широкоформатных дисплеев. Да и многие современные игры для ПК
поддерживают формат 16:10 уже вполне прилично.
Но
известно, что за все в нашем мире приходится, тем или иным
образом, платить. Поэтому стоит ли удивляться, что,
подавляющее большинство современных 19-дюймовых ЖК-дисплеев
построены на компромиссных со всех точек зрения TN-матрицах
(иначе говоря, TN+Film - Twisted Nematic + Film), как наиболее
распространенных и доступных для производителей. Данная
технология не выделяется среди остальных технологий,
используемых в ЖК-матрицах, ни хорошими углами обзора, ни
великолепной контрастностью, но обладает одним важным
достоинством - низкой стоимостью.
Не секрет, что
TN-матрицы последних поколений (в отличие от таких же матриц
двух-трех летней давности) обеспечивают уже вполне приличное
качество изображения, время отклика у них и раньше было не
самым большим, а теперь, в связи с широким распространением
различных технологий компенсации времени отклика пикселей типа
RTC (Response Time Compensation), вплотную приблизилось к
таковому у ЭЛТ-мониторов. Кроме того, в последнее время среди
производителей LCD-мониторов стало правилом "хорошего тона"
оснащать свою продукцию различными фирменными технологиями
улучшения изображения. К таковым относятся "DV Mode" у
компании NEC, "Senseye+Photo" у BenQ, "f-Engine" у LG,
"MagicBright" и "MagicColor" у Samsung, "Splendid" у ASUS,
"eColor Management" у Acer и некоторые другие, используемые в
мониторах других производителей. Независимо от названия суть
их одна и заключается в создании заранее заданных профилей
(наборов настроек) монитора для различных ситуаций
использования - вместо того, чтобы каждый раз подстраивать
монитор под новые условия (например, для фильмов и игр
требуется большая яркость, нежели для работы с текстом), можно
в одно или несколько нажатий, не особо утруждаясь, перейти к
нужным настройкам.
Точно также и неважные значения
контрастности и цветопередачи TN-матриц более или менее
успешно компенсируются с помощью различных, порой - достаточно
хитроумных, алгоритмов. К примеру, в последнее время на рынке
появились модели относительно недорогих ЖК-мониторов с
необычайно высокими значениями заявленной паспортной
контрастности - 2000, 3000, 4000, а теперь и 10000(!):1.
Однако эти красивые цифры "лукавы" и соответствуют не
"обычной" контрастности, а, так называемой, динамической. Суть
идеи проста и заключается в автоматической регулировке яркости
подсветки в зависимости от яркости изображения на экране - на
темных сценах подсветка "приглушается", делая, тем самым, их
еще более темными, на светлых же, наоборот, выводится на
максимум. При этом не стоит обольщаться большими значениями
контрастности и забывать о том, что "динамическая
контрастность" если и дает какой-нибудь выигрыш, так только
при просмотре фильмов, и, в меньшей степени, в играх. Для
обычной же работы автоматическая регулировка яркости в
зависимости от выводимого на экран изображения в лучшем случае
просто бесполезна, а иногда - просто раздражает.
А вот
единственную не до конца решенную принципиальную проблему
TN-матриц - малые углы обзора, особенно по вертикали, с
поражающим воображение изяществом разрешили не ученые или,
скажем, инженеры, а маркетологи фирм-производителей мониторов.
Известно, что технология TN+Film способна обеспечить
максимальный угол обзора не более 140-150 градусов по
горизонтали и 120-130 градусов по вертикали. А в заявленных
производителями параметрах практически всех современных
мониторов их углы обзора достигают 170°/170° (по
горизонтали/вертикали). И если для высококачественных матриц
типов IPS и MVA/PVA эти значения, в основном, соответствуют
действительности, то для TN - не более, чем декларация. А если
говорить прямо - то имеет место самая настоящая попытка
производителя обмануть покупателя, выдав желаемое за
действительное. Ведь в соответствии с общепринятыми
стандартами при определении углов обзора основным критерием
является сохранение контрастности (CR) изображения на уровне
не хуже 10:1, тогда как многие производители мониторов
позволяют себе снизить этот порог до 5:1 (порой - даже не
утруждая себя проинформировать об этом потребителя), благодаря
чему углы обзора их продукции "чудесным образом" увеличились
на 20-25%.
Наиболее интересные модели
современных широкоформатных ЖК-мониторов
На
сегодняшний день в 19-дюймовых мониторах с разрешением
1440x900 используются матрицы лишь одного типа - TN+Film. Что
касается функциональности таких мониторов, то она сегодня
минимальна и определяется целиком и полностью их более чем
доступной ценой. Вариации на тему технологического оснащения
ограничиваются в основном наличием тех или иных входов,
наличию или отсутствию интегрированных акустических систем и
возможности регулировки положения экрана. Для получения
по-настоящему четкой картинки желательно наличие у ЖК монитора
цифрового разъема DVI. Аналоговый D-Sub (VGA) видеоинтерфейс
вносит пусть и незначительные, но все же иногда заметные
искажения из-за двойного преобразования сигнала - из цифры в
аналог в видеокарте и снова из аналога в цифру в блоке
обработке сигнала монитора. Тогда как при подключении по DVI
преобразование сигнала из цифрового в аналоговый не происходит
вообще. Еще одна важная характеристика интерфейса DVI -
поддержка системы аппаратной защиты видео от копирования HDCP,
при отсутствии которой фильмы в формате HDTV, защищенные HDCP
(High-bandwidth Digital Content Protection), будут
воспроизводиться лишь в пониженном (960х540 пикселей)
разрешении.
Основываясь на этих незатейливых критериях,
к использованию в домашних условиях сегодня можно
рекомендовать 19" мониторы, обладающие входом DVI и, по
возможности, регулируемой по высоте подставкой. Модели же без
цифрового входа и с нерегулируемой подставкой попадают в класс
бюджетных устройств и, как и любые другие продукты этой
категории, могут вызвать интерес к себе лишь предельно низкой
ценой. Кроме того, "игроманам" стоит обратить внимание на
моделях оснащенных "быстрыми" матрицами (с RTC), а для
"видеоманов" наилучшим выбором будут мониторы с динамической
контрастностью.
Мониторы
Acer
Наряду с максимально дешевым бюджетным
широкоэкранным монитором AL1916WAs, имеющим матрицу без
компенсации времени отклика и без режима динамической
контрастности, более чем скромные параметры которой вызывают,
как минимум, уважение к честности производителя, компания Acer
в рыночной нише 19" предлагает своим почитателям две новые
модели из серий "X2" и "P".
Первая из них, Acer X192W, как утверждает
сам производитель, "идеально подходит для мультимедийных,
игровых и видео приложений". Порукой тому - элегантный,
"глянцево-черный" (так и лезет на язык - гламурный) дизайн и
ничуть не менее глянцевая матрица типа TN+CrystalBrite (со
всеми ее достоинствами и недостатками), которая, понятно, не
обеспечивает рекордных углов обзора и идеальную цветопередачу,
но, благодаря системе динамичной контрастности, хорошо
смотрится в кинофильмах и играх. Использование глянцевых (или
зеркальных) матриц, ставших фактически стандартными в
широкоформатных ноутбуках, в десктопных мониторах
воспринимается большинством пользователей достаточно
неоднозначно. Нет сомнений, что такие матрицы обеспечивают
несколько лучшие цветопередачу и контрастность (но только при
заднем или боковом освещении рабочего места), но вот яркие
источники света за спиной будут откровенно мешать.
Acer X192W
Монитор X192W имеет встроенные
стереодинамики (качество которых такое же, как и у любой
другой интегрированной акустики, т.е. никакое), а вот разъем
для подключения наушников, разработчики, к сожалению, не
предусмотрели. Видеовход аналоговый D-Sub и цифровой DVI (без
поддержки HDCP). Блок питания в этом (и во всех остальных
мониторах обзора) встроенный.
Acer P193W производитель
позиционирует в качестве универсального монитора, одинаково
хорошо подходящего как для домашнего, так и для офисного
использования. Корпус монитора такой же, как и у X192W - с
глянцево-черной окантовкой панели со слегка закругленными
краями, зрительно расширяющей рабочую область экрана. Вот
только V-образная подставка серебристого цвета, что, на мой
взгляд, только добавляет ему некоего "шарма" (по сравнению с
полностью черным X192W). У обоих мониторов подставки
обеспечивают лишь регулировку угла наклона экрана, но, при
желании, они могут быть сняты и заменены VESA-совместимыми
кронштейнами для установки на стену.
Acer P193W
Матрица у монитора P193W такая же, как и у
X192W - не самая быстрая, типа TN+CrystalBrite (заявленные
параметры контрастности и углов обзора оставим на совести
производителя), имеются два видеоинтерфейса, аналоговый и
цифровой (вот только DVI поддерживает HDCP). Встроенной
акустической системы нет (и слава Богу!).
Мониторы ASUS
В модельном ряду
19" широкоформатных мониторов ASUS сегодня присутствует два
семейства - дорогое PW (основное достоинство которого -
изысканный дизайн) и более доступное VW, ориентированное как
на домашних пользователей, так и для офисов. Внешний вид
мониторов последнего семейства не претендует на особую
оригинальность, но при этом они выглядят достаточно изящно:
темно-серый корпус со светлой продольной полосой гармонично
дополняется аккуратной круглой подставкой. В их дизайне
преобладают прямые углы, окантовка экрана строго
прямоугольная. Вроде бы ничего особенного, но выглядят
приятно.
ASUS VW193D
Все мониторы семейства VW19х построены на
TN-матрицах, обладающих весьма скромными параметрами:
например, паспортное время отклика составляет пять
миллисекунд, что, как показывает практика, однозначно
свидетельствует о том, что в них отсутствует компенсация
времени отклика. К сожалению, до сих пор 19" широкоэкранных
моделей с компенсацией времени отклика не так много - такие
матрицы встречаются, в основном только в мониторах,
производимых компаниями Samsung и LG. А ASUS в этот "клуб
избранных" не входит.
Основные различия в мониторах
семейства VW19х различных серий заключаются в их матрицах.
Так, контрастность матриц серии VW191 составляет 700:1, в
серии VW192 она чуть "подросла" до уровня 800:1, а в серии
VW193 - уже до 850:1. Отдельные модели поддерживают фирменную
технологию ASUS Smart Contrast Ratio, или, сокращенно - ASCR
(по сути дела - все ту же динамическую контрастность),
обеспечивающую уровень контрастности вплоть до
4000:1.
Внутри самих серий имеется большое количество
моделей, отличающихся друг от друга лишь наличием (или
отсутствием) встроенных аудиосистем и цифровых входов DVI. К
примеру, набор входов у модели VW191T, можно сказать,
уникален: у нее не один, а сразу два аналоговых входа D-Sub, а
цифровой вход при этом вообще отсутствует. На кого такое
рассчитано - ума не приложу. Кроме того, некоторые модели (с
индексом "G") оснащены специальным "небьющимся" защитным
покрытием матрицы - видимо, специально для семей, имеющих
маленьких детей.
Мониторы
BenQ
Мы все уже давно привыкли, что различные
модели мониторов BenQ практически всех линеек очень похожи
друг на друга. Бесконечный ряд невзрачных корпусов из черной
или серой пластмассы, дополненных простенькими пластмассовыми
подставками навевал исключительно скуку, но будем откровенны -
много ли стоит ожидать за те деньги, что стоят
"бенки"?
Очередная попытка компании BenQ если не
облагородить, то хоть как-то разнообразить облик своей
продукции, привел к появлению двух новых серий - "E" и "G".
Обе они внешне похожи друг на друга и, как заявлено
производителем, ориентированы на требовательных домашних и
бизнес-пользователей. Дизайнерское решение новых мониторов не
являет собой что-то из ряда вон выходящее, тем не менее,
тонкое обрамление экрана и плавные линии корпуса вполне
способны порадовать любителей лаконичности и законченных
форм.
BenQ E900Wa
Основное отличие обеих новинок от
предшественников - фирменная технология улучшения изображения
BenQ Senseye+Photo, обеспечивающая, помимо стандартных для
подобных систем профилей монитора: Standard, Dynamic, Movie и
Photo еще и достаточно оригинальный профиль sRGB, который
будет интересен для владельцев sRGB-совместимых устройств -
фотокамер, фотопринтеров и сканеров.
Изюминкой E900Wa
является оригинальная система подсветки клавиатуры. Помимо
этого он, в отличие от G900Wa, имеет еще и встроенную
акустическую стереосистему, расположенную в нижней части
лицевой панели. А вот цифровой видеовход для "требовательных
домашних и бизнес-пользователей" BenQ в обеих моделях сочла
излишней роскошью.
Мониторы LG
Дизайн последних
моделей универсальных ЖК-мониторов LG, в частности, LG Flatron L194WT, отличается
подчеркнутой строгостью линий, можно сказать - классический
дизайн. Тонкая рамка вокруг экрана в сочетании с минимальной
толщиной корпуса создает иллюзию гораздо большей полезной
площади экрана, чем есть на самом деле. Для того, что бы не
нарушать общий "тонкий" стиль, кнопки управления монитором
перенесены с передней панели на тыльную, что существенно
затрудняет их использование. Подставка монитора позволяет
изменять только его положение в горизонтальной плоскости и
угол наклона, однако в моделях с индексом "H" (например -
L197WH) предусмотрена еще и регулировка по высоте.
LG Flatron
L194WT
LCD-панель монитора L194WT имеет
высокую контрастность 2000:1 и отличные углы обзора: 160
градусов как по вертикали, так и по горизонтали. Но эти
характеристики получены путем различных "ухищрений", таких,
как технология динамического увеличения контрастности DFC
(Digital Fine Contrast Ratio) или вольное обращение с
методикой измерения углов обзора.
В качестве
интерфейсов монитор L194WT оснащен двумя разъемами D-Sub и
DVI-D (с поддержкой HDCP), расположенными на задней панели. А
его упрощенный вариант L194WS лишен цифрового видеовхода.
LG Flatron
L196WTQ
Другая широкоэкранная модель от
компании LG - L196WTQ, явно повыше классом. В первую очередь,
благодаря быстрой матрице с компенсацией времени отклика – до
2 мс (GTG). Параметр GTG (Gray-To-Gray) свидетельствует о
нормировании времени переключения из одного оттенка серого в
другой, а не суммарного времени на переключение ячейки из
черного в белый и обратно, как делается по стандартной
методике.
А вот дизайн у L196WTQ (выпускается в белом
(-WF) и черном (-BF) исполнениях) достаточно спорный -
сплошной глянцевый пластик, как белый, так и черный. Правда,
сама компания утверждает, что это - "люкс-дизайн, который
гармонирует с Windows Vista и всякий раз служит источником
положительных эмоций для пользователя". А против Windows
Vista, как и против лома, нет приема...
Кроме всего
прочего, мониторы серии Lхх6W и выше обзавелись новой
фирменной "фишкой" LG под названием "Ez Zooming", которая
позволяет пользователю быстро, одним нажатием кнопки, изменять
разрешение экрана. Такое "ноу-хау" может понравиться разве что
геймерам, да и то, думаю, далеко не всем - все-таки
ЖК-мониторы нормально работают только в одном разрешении,
родном. А все остальное - не больше чем интерполяция.
LG Flatron
L197WH
Последний из рассмотренных здесь
мониторов LG Flatron L197WH поистине уникален. Причем как в
части внешнего вида (много-много глянца и футуристическая
подставка, позволяющая изменять высоту экрана), так и
параметрами матрицы. Матрица у него, вроде бы простая, типа
TN, и, по современным меркам, не является чем то выдающимися -
время отклика 2 мс (как обычно, с компенсацией по технологии
разгонного импульса), углы обзора - по 170 градусов в обеих
плоскостях (уже даже и не смешно). Но вот заявленная
контрастность на уровне 10000:1 (естественно, с DFC) - требует
аплодисментов, причем горячих и продолжительных, переходящих в
овацию. Но нам почему-то кажется, что аплодисменты эти будут
раздаваться в адрес маркетологов фирмы, но отнюдь не ее
инженерам...
Мониторы
NEC
Специально для домашнего и офисного
применения компания NEC Display Solutions, славящаяся, в
основном, высококачественными профессиональными мониторами,
предлагает широкоформатный 19" монитор NEC AccuSync LCD19WMGX, сочетающий низкую
цену бюджетных ЖК-мониторов (относительно низкую, учитывая не
самый дешевый бренд NEC) c широкими возможностями мониторов
продвинутых игровых серий GX/GX2Pro. Правда, внешний вид
данного монитора особой оригинальностью не блещет - несмотря
даже на модные нынче тонкое обрамление экрана (вот только
нижняя часть корпуса, из-за размещенной там акустической
системы, смотрится несколько тяжеловесно) и блестящий, подобно
роялю, черный цвет как самого корпуса монитора, так и его
подставки, позволяющей регулировать только угол наклона
экрана. Кстати, в 19WMGX глянцевый не только корпус, но и сама
матрица, имеющая фирменное покрытие OptiClear Screen
Technology. Глянцевая матрица восторженно оценивается, в
основном, самой NEC и более чем сдержано - пользователями,
испытавшими этот монитор на практике. Впрочем, это относится
ко всем мониторам с "гламурными" матрицами.
NEC
AccuSync LCD19WMGX
Основные же параметры
матрицы в мониторе (по крайней мере, заявленные) внушают, как
минимум, уважение. Максимальный уровень яркости 380 кд/м2 - на
сегодня самый высокий показатель для устройств подобного
класса, да и контрастности 1000:1 без всяких "динамических"
ухищрений, и все это - матрица типа TN+film. Вот только время
отклика (5 мс) - откровенно маловато для современного игрового
монитора, хотя для просмотра фильмов и такого вполне
достаточно. Монитор допускает подключение как по аналоговому,
так и по цифровому интерфейсу (с поддержкой HDCP). Причем
возможно подключение и к HDMI-устройствам - таким, как
видеоплееры HD DVD или Blu-ray, игровая приставкаSony PS3; для
чего нужен специальный HDMI/DVI-D переходник.
Еще один
широкоэкранный монитор начального уровня - NEC MultiSync LCD195WXM, по своим
возможностям больше тяготеет к офисному использованию, хотя и
для дома вполне сгодится - в общем, типичная модель категории
SOHO. Вот только глянца на нем гораздо меньше, чем на
предыдущей модели, да и вообще, какими-либо дизайнерскими
находками похвастать он не может - традиционно скучный
прямоугольный корпус из серого пластика, с типичным для
мониторов NEC блоком управляющих кнопок посередине нижней
части передней панели, на черной подставке, немного скрашенный
некой округлостью формы. Разве что конструкция подставки,
помимо регулировки угла наклона и поворота в горизонтальной
плоскости, обеспечивающей еще и регулировку высоты экрана
(пусть ненамного - всего на 50 мм), выделит эту модель из
длинного ряда ей подобных. Встроенная стереофоническая
акустическая система не бросается в глаза, так как
располагается в выступах в нижней части задней панели корпуса.
Не забыл производитель и про разъем для подключения наушников,
хотя его расположение на задней стороне корпуса совсем не
удобно. Монитор выпускается в двух вариантах цветового
исполнения корпуса (черном и серебристо-белом).
NEC
MultiSync LCD195WXM
Что касается матрицы
195WXM, то она, в принципе, такая же, как и у 19WMGX, разве
что яркость поменьше - всего 300 кд/м2, и нет никакого
глянцевого покрытия. Для подключения к видеоадаптеру
компьютера предусмотрены два интерфейса: аналоговый D-Sub и
цифровой DVI-D (HDCP не поддерживается).