Поиск на сайте: Расширенный поиск


Новые программы oszone.net Читать ленту новостей RSS
CheckBootSpeed - это диагностический пакет на основе скриптов PowerShell, создающий отчет о скорости загрузки Windows 7 ...
Вы когда-нибудь хотели создать установочный диск Windows, который бы автоматически установил систему, не задавая вопросо...
Если после установки Windows XP у вас перестала загружаться Windows Vista или Windows 7, вам необходимо восстановить заг...
Программа подготовки документов и ведения учетных и отчетных данных по командировкам. Используются формы, утвержденные п...
Red Button – это мощная утилита для оптимизации и очистки всех актуальных клиентских версий операционной системы Windows...
OSzone.net Программы Обзоры программ Графика Bryce 6: генератор трехмерных ландшафтов RSS

Bryce 6: генератор трехмерных ландшафтов

Текущий рейтинг: 4.36 (проголосовало 25)
 Посетителей: 4135 | Просмотров: 5178 (сегодня 0)  Шрифт: - +

Генератор ландшафтов Bryce - это программа с очень сложной судьбой. Выпущенная в 1997 году компанией MetaCreations, она фактически не имела аналогов и при должном внимании к ней разработчиков могла бы стать лидером в своей области. Но случилось иначе. Bryce постоянно переходил из рук в руки - после того, как MetaCreations стала банкротом, он был выпущен под маркой Corel, а затем его приобрела компания DAZ Productions.

Однако ни один из владельцев, по большому счету, не знал, что ему делать с необычной программой и в каком направлении развивать ее дальше. Именно поэтому сегодня, спустя более 10 лет после выхода первой версии, окно Bryce выглядит практически так же, как в конце 90-х, да и функции программы остались почти теми же.

Последняя на сегодня версия Bryce - шестая. Купить ее можно по смехотворной для генератора ландшафтов цене - всего лишь за $100. Впрочем, делать это не обязательно, поскольку предыдущую версию программы - Bryce 5.5 - можно скачать и использовать совершенно бесплатно. Отличия между пятой и шестой версией хоть и есть, но они незначительны. К ним относится сжатие файлов проектов в формат ZIP, улучшенная поддержка современных процессоров, работа с файлами HDRI и некоторые другие.

1.jpg

Как уже было сказано выше, внешний вид программы практически не поменялся с тех пор, как разработкой Bryce занималась давно уже несуществующая компания MetaCreations. Интерфейс представлен одним окном проекции, в котором и происходит построение трехмерной сцены. Значительную часть окна занимают инструменты для манипулирования проектом: виртуальный трекбол и еще несколько элементов управления позволяют работать с камерой, рядом находятся средства переключения между видами в окне проекции (вид сверху, снизу, из камеры, слева и т.д.).

2.jpg

Работу в Bryce стоит начинать с установки настроек проекта. Это можно сделать в окне File>Document Setup, где выбирается разрешение выходного изображения. Если в ваши планы входит создание анимации (а ее тоже можно делать в Bryce), то загляните и в окно File>Animation Setup, где указываются ее настройки, такие как продолжительность и частота кадров в секунду (FPS). По умолчанию значение этого параметра равно 15, но для получения качественного видеоролика нужно установить по крайней мере 25.

snap101.jpg

Для того чтобы начать строить трехмерную сцену, нужно обратиться к панели инструментов в верхней части окна программы. Тут можно увидеть три вкладки: Create, Edit и Sky&Fog. По умолчанию активна вкладка Create, которая содержит средства для создания примитивов. Интересно, что в их числе есть и простейшие фигуры, которые можно создать в любом 3D-редакторе (цилиндр, тор, конус), и более сложные, характерные только для генераторов ландшафтов (камень, гора, дерево). Кроме этого, в распоряжении пользователя имеется несколько источников света, которые можно использовать для общего освещения сцены или подсветки некоторых объектов. Есть также четыре типа поверхности - вода, земля, облака и горный ландшафт.

В Bryce есть достаточно большая библиотека готовых объектов, включающая разные типы деревьев, кустарников, трав, вариантов рельефа и даже предметы мебели. Для доступа к ней достаточно щелкнуть по кнопке в виде стрелки, направленной вниз, которая расположена возле названия Create. Библиотека может включать и объекты, добавленные пользователем. Для более удобного их размещения предусмотрена возможность создания дополнительных категорий.

3.jpg

В Bryce нет инструментов для полигонального и NURBS-моделирования, при помощи которых в 3D-редакторах создаются сложные модели, однако в этом нет ничего удивительного - все-таки это генератор ландшафтов, а не 3D-редактор общего назначения. Зато есть возможность импорта 3D-моделей, созданных в других программах. Bryce поддерживает все основные форматы, которые используются в популярных 3D-редакторах (.3ds, .lwo, .cob, .dfx, .obj, .x, .wrl и другие).

Также не нужно забывать об интеграции Bryce с программой Daz Studio, которая является основным продуктом нынешнего владельца генератора ландшафтов. Daz Studio - это бесплатная программа для создания трехмерной анимации, работа с которой основана на использовании готового контента. Иными словами, пользователь работает с большим набором готовых моделей и аксессуаров для них. Daz Studio устанавливается вместе с Bryce, и перейти в нее можно прямо из окна генератора ландшафтов. Контент из Daz Studio легко переносится в программу, где с ним можно работать уже средствами Bryce. Стоит отметить, что многочисленные библиотеки моделей и аксессуаров для Daz Studio распространяются на коммерческой основе, однако компания Daz3D частенько проводит акции, когда ту или иную модель в течение определенного промежутка времени можно скачать бесплатно. Если следить за такими мероприятиями на сайте компании, можно собрать неплохую библиотеку.

Для создания некоторых типов специфических объектов, таких как деревья и рельеф поверхности, в Bryce имеются отдельные редакторы. Редактор деревьев Tree Lab позволяет выбрать заготовку для дерева или кустарника, а затем изменить параметры, которые будут влиять на его внешний вид. К ним относится количество ветвей и их толщина, толщина ствола, число листьев и пр. Кроме этого, можно выбрать раскраску дерева, для которой можно использовать материал или текстуру (графический файл).

4.jpg

Редактор формы ландшафтов Terrain дает возможность максимально точно описать рельеф поверхности. Для открытия редактора необходимо создать объект Terrain в окне Bryce, после чего нажать маленькую кнопку с надписью E, которая появится в рабочей области рядом с ним.

Работая с редактором ландшафтов, можно описывать форму рельефа вручную или же по карте рельефа. В первом случае вы просто можете нарисовать требуемую форму гор кистью, выбрать тип шума на поверхности, сделать пики сглаженными или, наоборот, резкими.

5.jpg

Работа с картами рельефа не менее интересна. Такая карта представляет собой обычный графический файл (желательно предварительно подготовить его в графическом редакторе и сделать черно-белым). Данные с карты рельефа интерпретируются программой так: чем темнее участок фотографии, тем более плоский рельеф, а чем он светлее, тем выше горные пики. Такая возможность раскрывает потрясающие возможности для творчества, ведь можно сделать горную систему на основе фотографии, а затем создать анимацию, на которой горы запечатлены с высоты птичьего полета. Получится, что образ человека, который был изображен на фотографии, будет угадываться в рельефе горной системы.

Вторая вкладка панели инструментов - Edit - содержит инструменты для редактирования тех объектов, которые уже добавлены в проект. Используя представленные инструменты, объекты можно перемещать, устанавливать их положение относительно друг друга, изменять размер, а также поворачивать. Кроме этого, при помощи вкладки Edit можно получить доступ к окну Materials Lab, которое дает возможность подобрать параметры материалов для объектов.

6.jpg

Редактор материалов Bryce содержит достаточно много настроек для определения вида конечного материала. Можно управлять степенью прозрачности, отражением и преломлением лучей света в материале, добавлять рельефность, металлический блеск, менять цвет и т.д. Во многих случаях гораздо проще не подбирать настройки материалов вручную, а использовать готовые материалы из библиотеки. В арсенале программы - материалы облаков, скал и камней, песка, тумана, листьев и т.д. Любой готовый материал можно изменить, используя для этого все те же параметры.

Очень важной категорией инструментов Bryce является Sky&Fog. Эти средства предназначены для создания атмосферы сцены. Используя средства на вкладке Sky&Fog, можно управлять временем суток, высотой облаков, наличием тумана и его цветом, изменять цвет неба и дымки. Изменять эти параметры достаточно просто - достаточно установить курсор на соответствующем значке панели инструментов, нажать кнопку мыши и переместить ее вверх или вниз, вправо или влево. Вряд ли может вызвать трудности и круглый значок для управления положением Солнца.

7.jpg

Изменяя параметры атмосферы, вы можете наблюдать за результатом в небольшом окошке предварительного просмотра, расположенном в верхнем левом углу окна программы. В нём постоянно происходит визуализация сцены в интерактивном режиме.

Если вы хотите получить возможность более тонко настроить параметры атмосферы, просто нажмите кнопку в виде облака на панели инструментов. Будет открыто окно Sky Lab, которое позволяет изменять размер Солнца и Луны, добавлять в проект звезды и кометы и регулировать их количество и яркость. Можно задать фазу Луны, настроить контрастность теней и определиться с тем, будут ли присутствовать блики вокруг солнечного диска.

8.jpg

Используя другие вкладки окна Sky Lab, можно настроить плотность облачного покрова, определить наличие или отсутствие теней, указать скорость и турбулентность облаков, настроить плотность и высоту тумана и дымки. На вкладке Atmosphere можно даже включить в проект радугу. Наконец, вкладка IBL позволяет добавить в проект файл в формате HDR. Такие файлы в трехмерной графике обычно используются для создания реалистичного окружения.

Если ваш проект задуман как анимация, то вы можете анимировать любые параметры окна Sky Lab, достигнув, например, того, что день будет со временем переходить в ночь. Создание анимации выполняется непосредственно в окне Sky Lab методом ключевых кадров. Это - очень эффективный метод, используя который, вы задаете только начальное и конечное состояние атмосферы. Кадры, для которых вы определите параметры атмосферы, будут ключевыми, а настройки окружения во всех остальных кадрах будут подобраны программой автоматически. Как правило, имеет смысл добавлять несколько ключевых кадров, чтобы переходы между ними были более плавными.

Анимировать можно не только параметры окружения, но и материалы для объектов сцены, а также рельеф поверхности. Инструменты для создания ключевых кадров имеются и в редакторе материалов, и в редакторе горных кряжей

Последним этапом работы над любой трехмерной сценой является визуализация, которая дает возможность получить результат в виде графического файла или анимации. Bryce просчитывает сцену в два этапа. Визуализация выполняется прямо в окне программы. Сначала вы видите результат чернового просчета, затем выполняется более точный рендеринг. При необходимости можно выполнять промежуточную визуализацию, позволяющую получить результат быстрее. Также есть возможность рендерить только выделенные фрагменты сцены, что тоже очень удобно во время настройки ее параметров.

Заключение

Если в начале своего пути Bryce мог рассматриваться как перспективное решение для профессионалов, то сегодня это, скорее, красивая игрушка, предоставляющая каждому желающему возможность помечтать и сотворить собственный трехмерный мир.

9.jpg

10.jpg

За то время, пока программа переходила из рук в руки и практически не развивалась, появилось множество генераторов ландшафтов, многие из них уже обошли Bryce по функциональности и заняли свою нишу на рынке. Однако у Bryce остается то, что было в нем всегда - удобный интерфейс, оригинальные инструменты управления и какой-то неповторимый шарм, присущий только этой программе. Поэтому Bryce, как и раньше, имеет множество поклонников, некоторым из которых (например, Majorgaine и Alvin Ylaya, работы которых вы можете увидеть выше) удается создавать в нем настоящие шедевры компьютерной графики.

Автор: Сергей и Марина Бондаренко  •  Иcточник: 3DNews.ru  •  Опубликована: 25.04.2008
Нашли ошибку в тексте? Сообщите о ней автору: выделите мышкой и нажмите CTRL + ENTER
Теги:  


Оценить статью:
Вверх
Комментарии посетителей
Комментарии отключены. С вопросами по статьям обращайтесь в форум.