Характеристики видеокарты, эффективность системы
охлаждения
Графический процессор RV770 содержит массу улучшений по
сравнению с предшественниками R600 и RV670. Вот что на этот
счёт говорит сама AMD:
|
ATI Radeon™ HD 4850 |
ATI Radeon™ HD 3870 |
Количество транзисторов, млн |
965 |
666 |
Тех. процесс, нм |
55 |
55 |
Количество потоковых процессоров |
800 |
320 |
Количество текстурных модулей |
40 |
16 |
Количество блоков растеризации |
16 |
16 |
Тактовая частота GPU, МГц |
625 |
775 |
Тип и эффективная частота видеопамяти |
GDDR3, 2000 МГц |
GDDR4, 2250 МГц |
Вычислительная мощность GPU, ТФлопс |
1,0 |
0,497 |
Тип шины |
PCI Express 2.0, x16 |
PCI Express 2.0, x16 |
Поддержка DirectX |
10.1 |
10.1 |
Блок тесселяции |
да |
да |
Встроенный видеодекодер |
ver. 2.0 |
ver. 1.0 |
Поддержка ATI PowerPlayTM |
да |
да |
Количество потоковых процессоров увеличилось с 320 до 800,
а количество текстурных блоков возросло с 16 до 40. Именно
малое количество текстурных блоков было ахиллесовой пятой для
R600/RV670, теперь же этот недостаток исправлен. Скорость
выполнения математических операций (Multiply-Add) на GPU
возросла более чем в 2 раза, что стало возможным благодаря
возросшему количеству потоковых процессоров. Встроенный
видеодекодер (UVD) также не остался в стороне и получил
улучшенную поддержку декодирования HD-контента и функцию
динамического изменения контрастности. Более подробно мы
рассмотрим эти улучшения в следующих материалах, а сейчас
перейдём к практике.
Сначала проверим эффективность системы охлаждения. Утилита
Riva Tuner пока не поддерживает новое семейство видеокарт от
AMD, поэтому воспользуемся панелью управления Catalyst Control
Center. Как и раньше, эффективность системы охлаждения мы
будем проверять при помощи тестовой сцены Firefly Forest из
тестового пакета 3DMark’06. Условия тестирования - разрешение
1600x1200, 4-кратное сглаживание и 16-кратная анизотропная
фильтрация. После девяти прогонов теста датчик нагрева GPU
показывал 86 градусов, в то время как в покое температура была
всего лишь на 6 градусов ниже. Объясняется это очень просто –
когда видеокарта работает в 2D режиме, её вентилятор вращается
на очень низких оборотах. Стоит же ей перейти в 3D-режим, как
вентилятор системы охлаждения набирает скорость и не даёт
температуре видеопроцессора сильно возрасти. Тактовые частоты
видеокарты идентичны рекомендованным и соответствуют 625 МГц
для графического процессора и 2000 «эффективных» МГц для
видеопамяти. Ниже вы можете видеть скриншот утилиты GPU-Z:
Тестирование и выводы
Тестовый стенд |
Процессор |
Intel Core 2 Quad X6850 3,0 ГГц |
Материнская плата |
ASUS P5E3 на базе чипсета Intel X38 |
Оперативная память |
Corsair Dominator DDR3 2 x 1 Гб 1333 МГц 6-6-6-18
1T |
Операционная система |
Windows XP+SP2+DirectX 9.0c / Windows Vista для DX10
тестов |
Блок питания |
Thermaltake Toughpower 750 Вт |
Для тестирования видеокарт ASUS EAH4850 и Radeon HD3870 мы
использовали драйверы Catalyst 8.6, для Leadtek GTX 280 -
драйверы ForceWare 177.34, для GeForce 9800GTX - драйверы
ForceWare 175.19. Итак, приступим. Как всегда, наше
ознакомление с результатами начнём с тестов 3DMark.
В тесте 3DMark’05 видеокарта ASUS EAH4850 умудрилась
проиграть предшественнице Radeon HD3870. Причиной этому стала
малая загрузка графического процессора со стороны теста
3DMark, в результате чего шансы разных GPU уровнялись, но
из-за большей частоты последнего слабый победил сильного. Зато
тест 3DMark’06 расставил все точки над «i», и видеокарта ASUS
EAH4850 заняла почётное 3-е место, немного уступив GeForce
9800GTX. Но в играх ситуация окажется иной, как мы сможем
убедиться. Наше дальнейшее тестирование мы будем проводить с
4-кратным сглаживанием и 16-кратной анизотропной фильтрацией.
В игре Call of Duty 4 видеокарта ASUS EAH4850 чуть уступает
сопернице GeForce 9800GTX. Но на практике столь малая разница
в FPS вряд ли будет заметна.
В игре Crysis новинка ASUS EAH4850 с ростом разрешения
начинает лидировать. Что интересно, подобную картину мы увидим
ещё не раз.
Схожие результаты карты демонстрируют и в Windows Vista. То
есть новинка в Windows Vista работает так же хорошо, как и
вWindows XP.
В игре Call of Juarez новинка уверенно опережает соперницу
GeForce 9800GTX, хотя и не намного. Но и этого уже достаточно,
что бы сказать, что новый Radeon HD4850 не хуже GeForce
9800GTX. Хотя формально новинка призвана соперничать лишь с
GeForce 8800GTS 512 и GeForce 8800GT.
После перехода в Windows Vista мы видим, что новинка
проигрывает в низких разрешениях, но берет реванш в высоких.
Отрадно это видеть, ведь будущее именно за тяжелыми режимами,
как бы банально это не звучало.
В игре Need for Speed Pro Street Racing новинка практически
не уступает GeForce 9800GTX.
А вот в игре Need for Speed Carbon ASUS EAH4850 заметно
обошла конкурентку GeForce 9800GTX.
В игре Prey новинка ASUS EAH4850 победила конкурентку
GeForce 9800GTX в двух режимах из трёх, причем в больших
разрешениях. Вероятно, разработчики действительно уделили
больше внимания именно тяжёлым графическим режимам.
Выводы
Компания AMD провела серьёзную работу над ошибками, в
результате которой появился новый графический процессор RV770
и видеокарта Radeon HD4850 на его основе. Конечно, сухие
диаграммы производительности не отражают всю красоту картинки,
показанную Radeon HD4850. К исследованию данного вопроса мы
вернёмся в наших следующих материалах. Более того, в самое
ближайшее время мы протестируем обе новинки, и GeForce GTX
280, и Radeon HD4850, в очень высоких разрешениях и тяжёлых
графических режимах.
Радует то, что рекомендованная цена новинки составляет
всего $199. Разумеется, компания NVIDIA удерживает лидерство в
плане абсолютного уровня производительности однопроцессорных
видеокарт. Но хорошо известно, что самая ожесточенная борьба
за симпатии (и кошельки) покупателей разворачивается именно в
среднем ценовом сегменте, на который и нацелена видеокарта
Radeon HD4850. Как говорится – «Вам шашечки, или ехать?».