ZOTAC GeForce 8600GTS 512MB
Компания ZOTAC, в активе которой видеокарты и материнские платы
исключительно на базе решений NVIDIA, присутствует на рынке с 2006 года,
но, несмотря на такой срок, зарекомендовала себя как один из
производителей качественной продукции. Это и неудивительно, ведь компания
входит в группу PC Partner, а это многое значит. И если материнские платы
под брендом PC Partner не снискали славы в своё время, то видеокарты
Sapphire наверняка знают все. А учитывая, что на мощностях этой группы
производят референсные карты на чипах ATI, о качестве действительно не
стоит переживать.
Видеокарта ZOTAC GeForce 8600GTS поставляется в привычной для
сапфировской продукции коробке с, естественно, изменённым дизайном.
|
Упаковка ZOTAC GeForce 8600GTS
512MB |
Очередной спартанский комплект был расширен за счёт переходника
DVI/HDMI, который позволяет передавать цифровой контент на домашний
кинотеатр. Вот только кабель S/PDIF придётся подыскать отдельно. Хотя,
учитывая пока низкую распространённость в нашем регионе оборудования,
поддерживающего HDMI, это вряд ли можно назвать существенным
недостатком.
- Инструкция
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник DVI/HDMI
- Переходник HDTV
- Переходник питания
- Диск с драйвером
|
Комплект поставки |
Видеокарта выполнена по собственному дизайну, который имеет не много
общего с эталонным: синий текстолит вместо зелёного, иное расположение
элементов, но разъём дополнительного питания находится на том же месте,
что и у референсной карты.
|
|
ZOTAC GeForce 8600GTS
512MB |
Учитывая, что адаптер оснащается 512 МБ видеопамяти, половина микросхем
была перенесена на обратную сторону карты, при этом никакими радиаторами
она не защищена, что явным образом может сказаться на её разгонном
потенциале.
Из периферийных разъёмов имеются два DVI, один HDTV и интерфейс MIO,
позволяющий объединить пару аналогичных видеокарт в режиме SLI. Возле
TV-выхода находится разъём для подключения кабеля от звуковой карты или
материнской платы, по которому передаются аудиоданные в цифровом виде
через интерфейс HDMI на домашний кинотеатр. И это одна из рассматриваемых
карт, поддерживающая лишь PCI Express 1.1, тогда как другие соответствуют
спецификациям PCI-E 2.0.
|
Периферийные разъёмы
видеокарты |
Система охлаждения состоит из алюминиевой пластины с наклеенными
тонкими алюминиевыми рёбрами и в отличие от эталонного кулера на GeForce
8600 GTS не содержит медной вставки и тепловых трубок. Сверху конструкция
накрыта пластиковым кожухом, а для прокачки используется очень шумная
турбина, которая, к счастью, при использовании 2D-режима работает на
пониженных оборотах. Когда температура ядра достигает 80°C, обороты
турбины выходят на свои 100%, при этом горячий воздух начинает сильно
прогревать часть карты с периферийными разъёмами. С разгоном карты
температура ядра не поднималась выше 84°C.
|
Кулер ZOTAC GeForce
8600GTS |
В качестве термоинтерфейса между радиатором и ядром используется серая
паста, а вот память лишена какого-либо посредника по передаче тепла –
выштампованные площадки на радиаторе контактируют с чипами напрямую. В
таком случае эффективность охлаждения микросхем памяти падает, тем более
что на обратной стороне карты чипы вообще «голые».
Печатная плата (для решения, принявшего эстафету у любимца оверклокеров
и энтузиастов GeForce 7900 GS), выглядит несколько бедно: минимум
элементов, которые сосредоточены в подсистеме питания платы.
Графический процессор видеоадаптера ZOTAC GeForce 8600GTS представляет
собой более позднюю версию данного чипа – G84-403, нововведением которого
стала поддержка HDMI и технологии HDMI Audio Mixing, позволяющая
переключаться между звуковыми потоками. Сам чип функционирует на
референсных частотах: 675 МГц для ядра и 1450 МГц для
стрим-процессоров.
|
Ядро G84 |
Общий объём памяти в восьми микросхемах 1,0 нс Samsung K4J52324QE-BJ1A
составляет 512 МБ. Память функционирует на номинальной для этих чипов
эффективной частоте 2000 МГц, что соответствует эталонным характеристикам
на GeForce 8600 GTS.
|
Память SAMSUNG
K4J52324QE-BJ1A |
Разгон карты составил 745/1700/2160 МГц по чипу, шейдерному блоку и
памяти соответственно. Если GPU разогнался более чем достаточно, то
подобная память способна и на 2300 МГц. Возможно, что именно из-за плохого
охлаждения или недостаточного питания получился такой результат. Как
говорится, разгон – это лотерея, так что, возможно, нам просто-напросто не
повезло.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде.
- Процессор:
- Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 ГГц@3,3 ГГц, FSB = 300 МГц)
- Материнская плата:
- Оперативная память:
- Patriot PDC22G6400ELK (2x1024 МБ, DDR2-800@900, 4-4-4-12-2T, dual
channel)
- Жёсткий диск:
- Samsung SP2504C (250 ГБ, SATA2)
- Блок питания:
- FSP FX700-GLN Epsilon (700 Вт)
- Операционная система:
- Microsoft Windows XP Professional SP2
Тестирование проводилось в операционной системе Windows XP Professional
SP2 (DirectX 9), которая настраивалась на максимальное быстродействие. Для
всех видеокарт использовалась версия драйвера ForceWare 175.16.
В качестве тестовых приложений использовались синтетический пакет
3DMark'06 от Futuremark Corp., продолжение игры «F.E.A.R.» – «F.E.A.R.:
Extraction Point» (встроенный бенчмарк), позволяющее оценить скорость
акселераторов в играх прошлого поколения, и шедевр игростроения от Crytek
– «Crysis» (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, уровень
AssaultHarbor). Также использовалась стратегия реального времени
«CompanyofHeroes» со встроенным бенчмарком. Данных приложений будет
достаточно, чтобы увидеть различия между рассматриваемыми адаптерами.
Все измерения проводились при разрешении экрана 1280х1024 (1280х960 для
«F.E.A.R.: Extraction Point»), как самом оптимальном для большинства
TFT-мониторов, и 1600x1200 (кроме 3DMark'06) для создания серьёзной
нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark'06 выставлялись настройки по
умолчанию, для «F.E.A.R.: Extraction Point» максимальное качество с
трилинейной фильтрацией. В «CompanyofHeroes» все настройки были
максимальными, в «Crysis» все настройки на уровне High. Кроме того, были
задействованы режимы повышения качества картинки в самих приложениях
(кроме «Crysis») – 4-кратное сглаживание и анизотропная фильтрация уровня
16х, если они позволяли это сделать. В драйверах AAи AF не
форсировались.
3DMark'06
В синтетическом пакете решение на базе GeForce 8600 GTS демонстрирует
результат раза в 1,5 ниже по сравнению с остальными участниками, что и не
удивительно, так как ещё в самом начале выхода на рынок этот так
называемый middle-end показывал удручающую производительность. Правда,
тогда за адаптеры на базе G84 просили более 200 долларов. Сейчас же цены
на них опустились до $100, а то и ниже, что больше соответствует
возможностям данных акселераторов. Доплатив в среднем 30 долларов, можно
получить видеокарту на одном из мощнейших ядер, которая позволит набрать
почти 10 тысяч «попугайчиков» в 3DMark’06, а с разгоном на одну тысячу
больше, что особо понравится экономным бенчерам. По картам ASUS EN8800GS
TOP и EN9600GSO видно, что повышение частоты на памяти способно
компенсировать разгон ядра, причём примерное соотношение этого показателя
соответствует 4:1.
Но синтетика синтетикой, а что же игры?
F.E.A.R.: Extraction Point
Некогда породившая множество споров и слухов игра «F.E.A.R.» в лице
своего продолжения вполне неплохо чувствует себя даже на GeForce 8600 GTS
при стандартном для массовых ЖК-мониторов разрешении. В случае с GeForce
8800 GS и GeForce 9600 GSO производительность возросла почти в два раза,
при этом разгон ядра приносит большие дивиденды, чем просто памяти.
Company of Heroes
Неплохая стратегия реального времени уперлась в наш тестовый процессор,
а учитывая, что частота большинства Core 2 Duo достигает этой отметки, и
GeForce 8800 GS и GeForce 9600 GSO хватит с головой. И, как всегда,
оверклокинг творит чудеса – разгоняем не задумываясь. Главное – понимать,
что делаешь.
Crysis
В «Crysis» ни на одной карте нельзя нормально поиграть, не говоря уже о
сегодняшних представителях среднего класса. Но в любом случае GeForce 8800
GS и GeForce 9600 GSO выглядят куда более выгодной покупкой, чем карты на
базе GeForce 8600 GTS, даже с 512 мегабайтами видеопамяти. Времена, когда
игры при низком качестве картинки будут выглядеть словно «FarCry» на
максимуме, наступят ещё не скоро.
Вывод
Вот и закончили мы эпопею с девятой серией видеокарт GeForce от
компании NVIDIA. Несмотря на запутанность в модельном ряду видеоадаптеров
компании NVIDIA, пользователь без проблем может выбирать решение как на
базе 8-тысячной серии, так и на новом поколении графических чипсетов. Тут
уже необходимо исходить из цены – что дешевле, то и брать, будь то GeForce
8800 GS или GeForce 9600 GSO. Эти карты одинаковые и отличаются лишь
названиями. Несмотря на свою низкую стоимость, они являются достаточно
мощными продуктами для среднего уровня, в котором до недавнего времени
господствовал GeForce 8600 GTS. Видеокарты на базе G92 являются неплохим
выбором для экономного геймера, даже несмотря на 192-битную шину памяти, –
производительности чипа будет достаточно для компенсации низкой ПСП. А
учитывая разгонный потенциал ядра, 15-20% дополнительной
производительности обеспечены. Главное, чтобы память не подкачала.
Что касается рассмотренных видеокарт на базе G92, то выбрать конкретную
модель достаточно сложно. На стороне ASUS EN8800GS TOP заводской разгон, а
значит, далёким от оверклокинга пользователям – в самый раз. Неплохой
потенциал памяти должен склонить и энтузиастов, но вот проблемы с картой
при поднятии частоты ядра не лучшим образом скажется на её
привлекательности. Возможно, нам просто попался такой экземпляр и
пользователям повезёт больше. Для ASUS EN9600GSO характерна возможность
комплексного разгона, который позволит повысить быстродействие адаптера. И
конечно же, тихая система охлаждения в обеих моделях сможет стать решающим
фактором при выборе доступной, но в то же самое время мощной видеокарты.
Ну а ZOTAC GeForce 8600GTS с 512 мегабайтами памяти, так сказать, на
любителя и для экономного пользователя. При наличии аудиокабеля можно
задействовать возможности обновлённого ядра G84 по передаче видео и звука
высокой чёткости через интерфейс HDMI, благо в комплекте поставляется
необходимый переходник. В остальном – ничего существенного, для игр
придётся использовать невысокое качество графики, даже лишние 256 МБ
памяти не помогут. Добавим сюда очень шумный кулер – и желания потратить
100-120 вечнозелёных денег становится всё меньше и меньше.