Чем сложнее программа, тем меньше вероятность того, что удастся найти ее бесплатный аналог. Но даже если бесплатный софт и будет найден, вряд ли выбор будет велик. Бесплатное программное обеспечение обычно не балует большим разнообразием утилит одинаковой направленности, и такая закономерность вполне обоснована. Поскольку бесплатная программа делается исключительно на добровольных началах, какой смысл разработчику тратить свое время и заново изобретать велосипед? В лучшем случае, он доработает то, что уже сделано другими людьми, добавив туда те функции, которые считает полезными в работе (особенно, если уже существующая бесплатная программа имеет открытый код). Порой это приводит к тому, что рождается очень интересный софт, например, такой как звуковой редактор
Audacity.
Недоверие к такой утилите может вызвать размер ее дистрибутива - всего три мегабайта. Для серьезной программы, предназначенной для обработки звука, такой размер более чем мал. Например, инсталлятор хорошо известного многим аудиоредактора SoundForge от компании Sony "весит" боле 70 Мб. Однако не нужно делать поспешные выводы. Есть много примеров, когда величина занимаемого программой объема на жестком диске еще ни о чем не говорит. Как тут не вспомнить о бесплатном 3D-редакторе Blender с размером дистрибутива около 10 Мб, который уже сейчас потихоньку берут на вооружение студии компьютерной графики!
Уже после непродолжительного знакомства с инструментарием Audacity возникает уважение к создателям программы - видно, что разработчики делали этот аудиоредактор, прежде всего, для себя, пытаясь снабдить ее максимально полезными функциями. Программа начисто лишена украшательств и имеет строгий интерфейс, причем большая часть команд и опций довольно сносно переведена на русский язык.
При этом Audacity имеет такой огромный арсенал инструментов для редактирования звука, что просто глаза разбегаются - эффект усиления баса, подстройка громкости при помощи компрессора, эффекта усиления и или нормализации, встроенные эффекты типа "Фазер", "Эхо", "Wahwah" и др.
В программе даже имеется поддержка своего собственного несложного языка Nyquist, используя который можно создавать свои собственные эффекты, добиваясь оригинального звучания.
Разработчики не стали далеко "прятать" настройки, используемые при записи звука с внешнего источника. Рядом с панелью инструментов отображается регулятор уровня записи, а также список доступных для использования источников записываемого сигнала.
Аудиоредактор способен превращаться в многодорожечную студию (чтобы добавить новый трек, достаточно выполнить команду "Дорожки" > "Создать новую дорожку" > "Стереодорожка") и даже может выполнять запись в многоканальном режиме, вплоть до 16 каналов, если это позволяют аппаратные возможности звуковой карты.
Однако если вы решите использовать свой рабочий компьютер для создания многотрекового микса, рекомендуем вначале проверить его потенциал с помощью специального теста производительности, встроенного в программу. Этот тест можно начать выполнив команду "Справка > Выполнить тест производительности". Через некоторое время в окне результатов программа выдаст предполагаемое количество дорожек (с качеством аудио 44 килогерц при глубине звучания 16 бит), которое может одновременно обработать данный компьютер.
Качество звука, с которым может работать аудиоредактор при записи и редактировании аудиоданных, может составлять 16/24/32-бит (32 бит - с плавающей точкой), при частоте дискретизации до 96 кГц.
Звуковой файл в программе представлен в виде кривой амплитуды звука. Если увеличить масштаб до такой степени, чтобы видеть отдельные семплы, можно использовать специальный инструмент для коррекции семплов. Такая же возможность есть и в SoundForge. Справедливости ради, нужно признать, что в Audacity коррекция кривой происходит грубовато и не так послушно правит кривую амплитуды, как аналогичный инструмент в SoundForge.
Влиять на громкость звучания можно не только с помощью редактирования семплов. Очень удобно плавно корректировать громкость при помощи специального инструмента редактирования огибающей. Этот метод управления громкостью хорошо подходит для тех случаев, когда звук на протяжении всей длины трека становится то тише, то громче.
Audacity работает с наиболее популярными форматами цифрового звука - WAV, AIFF, AU, Ogg Vorbis, MP2 и MP3. Также редактор может импортировать файлы без заголовков (raw-файлы). Для экспорта в MP3 потребуется дополнительно установить кодировщик LAME.
В программе имеется многополосный эквалайзер, причем он может работать в двух режимах - в режиме графической зависимости и в стандартном. В режиме графической зависимости можно самостоятельно управлять формой графика, определяющего амплитуду на разных частотах спектра звука. Стандартный режим эквалайзера - обычные "ползунки". Но даже тут нельзя не поразиться продуманности Audacity - в ключевых точках графика можно управлять аппроксимацией, выбирая один из режимов сглаживания излома кривой - b-spline, кубический и косинус.
Audacity поддерживает дополнительные LADSPA-модули, обеспечивающие наличие дополнительных эффектов и инструментов, некоторые из которых уже включены в дистрибутив программы.
Наверняка тем, кто интересуется обработкой звука на компьютере, будет интересно, поддерживает ли Audacity подключаемые модули VST. В той конфигурации программы, которая используется по умолчанию, - нет. Однако, Audacity тоже можно "научить" видеть VST-модули, для чего нужно всего лишь подключить специальный плагин VST Enabler, который, естественно, тоже бесплатный.
Еще одна возможность редактора - анализ звукового фрагмента. Так, выделив некоторый участок фонограммы, можно построить график спектра аудиочастот. Это позволит, например, принять решение о том, какие инструменты следует использовать, чтобы восстановить запись, а также даст понять, имеете ли вы дело с оригинальным исходным материалом или с пережатой копией. Кроме анализа спектра частот обрабатываемой композиции, Audacity может также искать на всей длине трека тишину, автоматически удаляя ее. Анализ звука может проводиться и на предмет пикового значения амплитуды, чтобы узнать, насколько "зашкаливает" амплитуда аудиосигнала.
На сегодняшний день существует две версии Audacity - "стабильная" 1.2 и "экспериментальная" 1.3. Следует отметить, что бета-версия Audacity 1.3 работает вполне стабильно, и если принять во внимание то, что она обладает более широкими возможностями, вывод один - можно использовать именно ее.
Некоторые инструменты Audacity говорят о том, что программа если и не "дотягивает" до уровня SoundForge, то совсем немного. А некоторым другим коммерческим аудиоредакторам она вполне может дать фору. К сожалению, в Audacity нет встроенного риппера аудиодисков, а также модуля для записи аудиофайлов на CD, которые часто присутствуют среди инструментов коммерческих аудиоредакторов. С другой стороны, немного поискав в интернете, можно найти прекрасные бесплатные программы для выполнения этих заданий. Например, скопировать содержимое аудиодиска можно при помощи Exact Audio Copy.
То, что бесплатный Audacity есть не только для Windows, вполне закономерно. В этом смысле программа действительно "свободна" - есть версии и под Mac OS X, и под Linux/Unix. Если вы любите носить с собой флэшку с "аптечкой программ" на все случаи жизни, обязательно добавьте туда Audacity - когда-нибудь да пригодится - или файл обрезать-склеить, или книгу надиктовать, или разговор через Skype записать.