С момента выхода GeForce GTX 680 NVIDIA представляет новые карты на базе архитектуры Kepler едва ли не каждый месяц. И вот, не успели мы протестировать GTX 650, предыдущую новинку, как подоспело очередное пополнение — GTX 650 Ti.
Если судить по названию, GTX 650 Ti формально позиционируется как более мощная версия «простого» GTX 650. Но эта картина несколько расходится с реальным положением дел. Ведь GTX 650, по сути, является близким родственником GT 640, так как обе карты построены на базе самого младшего GPU в линейке Kepler — GK107. Его же, кстати, используют для производства ноутбучных видеоадаптеров GT 650M. Различаются GT 640 и GTX 650 типом микросхем видеопамяти: GDDR3 у первого и GDDR5 у второго. Как видно из наших тестов GT 640, устаревшая память сильно обременяет чип GK107, но по спецификациям графический процессор выглядит вполне себе мощно для своей категории. Так что у GTX 650 есть все шансы стать достойным соперником для Radeon HD 7750, что мы и проверим, когда семпл, наконец, доберется до нашей тестовой лаборатории. А пока вернемся к 650 Ti.
Референсная карта GTX 650 Ti с виду похожа на GTX 650, в чем мы лишний раз убедимся, когда доберемся до самой железки, но графический процессор роднит ее с GTX 660. После нее GTX 650 Ti стала второй моделью, в которой используется GPU GK106. В целом было бы странно ожидать, что NVIDIA удовлетворится, выпустив на базе GK106 единственную карту. При производстве любых более-менее сложных GPU всегда получается определенный процент кристаллов с частично работоспособными вычислительными блоками или просто более низким резервом по тактовой частоте, которые грех не пустить на видеоадаптер классом ниже, отключив дефектные участки. Вот и GTX 650 Ti комплектуется урезанными таким образом чипами.
Процессор GK106 интересен своей забавной асимметричной архитектурой. В семействе Kepler NVIDIA комбинирует массив ядер CUDA и текстурные модули в блоки под названием потоковые мультипроцессоры (SMX), а два SMX вместе с геометрическим блоком Raster Engine составляют более крупную единицу — Graphics Processing Cluster. Подробно об устройстве и принципе работы этих блоков написано в нашем обзоре GeForce GTX 680. Так вот, GK106 состоит из трех GPC, из которых два, как и положено, содержат по два SMX, а третий — только один.
В чипах GK106, идущих на производство GeForce GTX 650 Ti, отключается один из пяти SMX в зависимости от того, на какой участок схемы пришелся дефект. Следовательно, возможно два варианта «обрезки» вычислительных блоков. Если дефектный SMX расположен в «маленьком» GPC, то этот GPC полностью выпадает. В другом случае отключается SMX в одном из больших GPC. Теоретически последний вариант обеспечивает более высокую геометрическую производительность за счет одного «бесплатного» блока Raster Engine. На практике же не стоит говорить про какую-либо лотерею, ибо результирующая производительность GTX 650 Ti все равно будет упираться в филлрейт. Сейчас станет понятно, почему.
УвеличитьТри GPC
УвеличитьДва GPC
Четыре SMX дают нам 768 ядер CUDA и 64 текстурных модуля: вдвое больше, чем у GTX 650. При этом в GTX 650 Ti у GK106 отключен один контроллер памяти, связанный с ним кусочек кеша L2 и несколько ROP. В результате получается такая же конфигурация back-end, как и у GTX 650: 16 ROP плюс 128-битная шина памяти.
Сходство с GTX 650 усиливает и стандартный объем видеопамяти в референсной версии: 1024 Мбайт. Сегодня это уже является явным признаком бюджетных моделей. Минимальным объемом памяти, который страхует от резкой потери производительности в тяжелых графических режимах, можно назвать 1,5 Гбайт. В наиболее жадных до памяти бенчмарках (например, Metro 2033) при разрешении 2560х1440 с антиалиасингом заметно, что, например, GeForce GTX 580, у которого и есть на борту 1,5 Гбайт, еще проскакивает через узкие воротца без критического падения FPS, а вот GTX 570 с его 1,28 Гбайт уже показывает слайд-шоу. То есть в зависимости от объема памяти даже при более-менее быстром GPU может проходить резкая граница между «играть можно» и «играть нельзя». Окажется ли GTX 650 Ti в такой ситуации, когда GPU еще тянет, но производительность упирается в объем памяти, мы проверим в бенчмарках.
GTX 650 Ti отступил от GTX 660 и в тактовых частотах. Процессор работает на частоте 925 МГц, и это фиксированное значение. Технология GPU Boost здесь не применяется, но зато есть вероятность, что разгон карты даст ощутимый прирост FPS. Более мощные модели Kepler за счет GPU Boost в значительной мере выбирают запас частоты и в штатном режиме. Даже при серьезном разгоне эффект подчас бывает мизерный, из-за чего поднялись разговоры о «кукурузных мегагерцах». Тактовая частота памяти у GTX 650 Ti также ниже, чем стандартные для всех старших карт 6008 МГц.
По энергопотреблению (TDP 110 Вт) GTX 650 Ti оказался не столь легковесной картой, как GT 640 и GTX 650 (64—65 Вт). Radeon HD 7770 также заметно более экономичен (80 Вт), но HD 7850 уже прожорливее (130 Вт).
| GT 640 GTX 650 GTX 650 Ti GTX 660 GTX 660 Ti GTX 670 GTX 680
Основные компоненты |
GPU | GK107 | GK107 | GK106 | GK106 | GK104 | GK104 | GK104 |
Число транзисторов, млн | 1300 | 1300 | 2 540 | 2 540 | 3 540 | 3 540 | 3 540 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 900/НД | 1058/НД | 925/НД | 980/1033 | 915/980 | 915/980 | 1006/1058 |
Потоковые процессоры | 384 | 384 | 768 | 960 | 1344 | 1344 | 1536 |
Текстурные блоки | 32 | 32 | 64 | 80 | 112 | 112 | 128 |
ROPs | 16 | 16 | 16 | 24 | 24 | 32 | 32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR3, 2048 | GDDR5, 1024/2048 | GDDR5, 1024 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 891 (1782) | 1250 (5000) | 1350 (5400) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 128 | 128 | 128 | 192 | 192 | 256 | 256 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения |
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 |
Макс. потребляемая мощность, Вт | 65 | 64 | 110 | 140 | 150 | 170 | 195 |
Средняя розничная цена, руб. | Средняя цена по данным Маркет.3DNews: 3000 руб. (Найти все предложения) | Нет данных | Нет данных | Средняя цена по данным Маркет.3DNews: 9700 руб. (Найти все предложения) | Средняя цена по данным Маркет.3DNews: 10300 руб. (Найти все предложения) | Средняя цена по данным Маркет.3DNews: 13400 руб. (Найти все предложения) | Средняя цена по данным Маркет.3DNews: 17200 руб. (Найти все предложения) |
Новинка не обделена всеми функциями, присущими линейке Kepler, включая режим антиалиасинга TXAA и опцию Adaptive V-Sync, которые сейчас столь активно популяризирует NVIDIA. Подробно о них мы писали в обзоре GeForce GTX 660.
GTX 650 Ti позиционируется как карта для прижимистых геймеров, которые доселе играли в разрешениях 1280х1024 и 1680х1050. Сейчас им представилась возможность перейти на 1920x1080 за небольшие деньги. Рекомендованная глобальная розничная цена на GTX 650 Ti такая же, какая в свое время была назначена на GTX 550 Ti, — $149. В России эта сумма трансформируется в 4 999 руб.
Приятно видеть, что GTX 650 Ti от партнеров NVIDIA уже появились в московских интернет-магазинах, и как раз по цене, близкой к рекомендованной. Что еще можно купить за сравнимые деньги? Среди карт прошлого поколения примерно столько же в среднем стоит Radeon HD 6850 и чуть меньше — GeForce GTX 560.
Более интересно, как новинка соотносится с современным модельным рядом AMD. В линейке Radeon HD 7000 есть существенный зазор между HD 7770 и HD 7850 — как по цене, так и по производительности, и GeForce GTX 650 Ti попадает аккурат в середину. Если HD 7770 можно купить за сумму от 3 500 руб., то цены на HD 7850 начинаются уже с 6 000 руб.
Примечание: существуют разновидности HD 7850 с 1 Гбайт памяти, которые стоят примерно на 500 руб. меньше, чем полновесные варианты с 2 Гбайт. Мы не взяли такую карту в набор соперников для GTX 650 Ti по той причине, что у нас нет официального свидетельства, чтобы считать ее референсной моделью, а не частной инициативой отдельных производителей. На сайте AMD, к примеру, в характеристиках HD 7850 указано 2 Гбайт памяти, и никак иначе. Но после тестов мы еще вернемся к этой теме.
Конструкция
После партнерских розничных вариантов, на примере которых мы тестировали GeForce GTX 660 и GTX 660 Ti, вновь берем в руки референсный семпл от NVIDIA. Как обычно бывает с бюджетными моделями, референсные карты не рассылаются партнерам, и в рознице GTX 650 Ti будет выглядеть по-другому. По фотографиям уже анонсированных моделей от нескольких производителей видно, что никого не прельщает штатная конструкция кулера, а вот дизайн печатной платы, скорее всего, в большинстве случаев будет совпадать со стандартным.
По габаритам плата такая же, что и у GT 640, но, разумеется с более сложной разводкой и разъемом дополнительного питания.
Увеличить NVIDIA выбрала дизайн с однослотовой крепежной рамкой, так как на плате на разведен видеовыход DisplayPort. Но высота кулера все-таки не позволяет карте остаться в габаритах одного слота.
УвеличитьРадиатор референсной системы охлаждения напоминает низкопрофильные кулеры, которыми нынче комплектуются многие процессоры Intel. В целом карточка выглядит легко и скромно. Один из конкурентов, Radeon HD 7770, даже при существенно более низком TDP в референсном варианте имеет двухслотовую рамку и крупный кулер закрытого типа.
УвеличитьПлата
Несмотря на то, что память в GTX 650 Ti работает на пониженной частоте, на плате мы видим те же микросхемы Hynix H5GQ2H24AFR-R0C со штатной эффективной частотой 6 ГГц, что и на старших картах Kepler. На лицевой стороне PCB всего четыре чипа, а на оборотной поверхности пустуют еще четыре контактные площадки. Этим наверняка воспользуются некоторые OEM-производители, чтобы сделать GTX 650 Ti с удвоенным объемом «мозгов» без необходимости придумывать плату оригинального дизайна.
Система питания минималистична: два фазы для GPU и одна — для памяти. VDDC (напряжение на процессоре) контролируется чипом uPI Semiconductor uP1728P.
Увеличить
Увеличить