Вчера авторитетное британское издание Guardian опубликовало внушительную аналитическую статью о том, как Google контролирует свою операционную систему Android, которая формально считается свободным программным обеспечением, согласно ASL/BSD-подобным лицензиям. Рычагом управления для поисковой корпорации стал пакет приложений Google Mobile Services.
Как сообщил источник внутри одного из производителей смартфонов, Google взимает лицензионное отчисление за использование этого пакета в размере $0.75 USD за копию, а также получает фактически полный контроль над устройством. Кроме стандартной сертификации для использования торговой марки Android, “Корпорация Добра” проводит дополнительную сертификацию, которая позволяет Google управлять устройством, минуя производителя. Впрочем, эта информация была известна и ранее из судебного процесса между Motorola и Skyhook в 2010-2011 годах, во время которого была опубликована внутренняя переписка между Google и Motorola, где говорилось о том, что поисковая компания может попросту задержать, а то и заблокировать, выпуск любого устройства, которое получило лицензию на Google Mobile Services, включающую в себя каталог приложений Google Play, теневой компонент Google Play Services, службы геолокации, резервного копирования, синхронизации и антивирусной защиты Bouncer. Таким образом, при активации около миллиона устройств ежедневно Google предположительно зарабатывает около $100 млн. в квартал, полностью контролируя при этом каждое устройство, диктуя условия производителю и проверяя каждое выпускаемое им обновление. Источник Guardian сообщил, что в финансовой отчётности Google мы не увидим никаких конкретных данных о доходности Android, так как такая информация бы разрушила ореол свободы и открытости, который пытается создать компания.
Увеличить рисунок
Опубликованная статья, естественно, всколыхнула IT-общественность. Патентный эксперт Флориан Мюллер отметил, что ложь Google о бесплатности Android наконец окончательно раскрыта, Android-хакер Рон Амадео, известный по утечкам об игровом центре Play Games, заявил, что Google умудряется удерживать контроль над самой популярной ОС в мире, оставаясь при этом в тени. При этом Google зарабатывает также на взимании первоначальной платы с разработчиков приложений в Play Store в размере $25, удержании 30%-комиссии с издателя контента за каждое приобретение пользователя в каталоге, а также на показе рекламы в приложениях GMail, Maps и YouTube. Таким образом, ежеквартальная выручка Google может достигать довольно внушительных размеров, которые, впрочем, не поддаются точной оценке из-за лаконичных квартальных отчётов, где компания делится подробной информацией только о своём основном бизнесе — контекстной рекламе.
Учитывая возраставшую шумиху, Google решила прокомментировать ситуацию, заявив, что никаких лицензионных отчислений компания не взимает ни за использование Android, ни за пакет приложений Google Mobile Services. Для производителей необходимо пройти все сертификации, а также подписать соглашение о недопустимости фрагментации, которое обязательно для членов Open Handset Alliance. Другие подробности компания сообщить отказалась, что в целом ожидаемо, так как условия лицензирования Google Mobile Services держатся в секрете, и чтобы их узнать, необходимо обратиться в корпорацию с запросом на сотрудничество и подписать соглашение о неразглашении. Что касается оплаты, то около полугода назад один из Android-инженеров Samsung USA, Иззат Бахадыров, косвенно подтвердил мне, что по его данным Google лицензирует производителям пакет приложений бесплатно. Его слова на условиях анонимности подтвердили сотрудники Oppo Россия и ASUS Россия, отметив также, что Google даже платит производителям за использование пакета Mobile Services. Впрочем, речь идёт не о прямых выплатах, а о том, что если человек покупает приложение в каталоге Play Store через смартфон, например, Oppo, то часть от 30%-комиссии, удерживаемой Google, отправляется китайской компании. То же касается и поисковых запросов — если пользователь ищет что-либо через браузер Android, то он генерирует доход для производителя устройства. Проверить на практике эти слова мне удалось лишь частично — если сделать поисковый запрос с планшета ASUS в поисковой системе Google, то в стандартном браузере Android в строке адреса можно заметить параметр &client=tablet-android-asus. То есть, Google по каким-то причинам важно знать, с какого устройства был сделан запрос, поэтому, вероятно, ASUS действительно получает процент от доходов Google.
Увеличить рисунок
В любом случае, нам остаётся лишь гадать или верить слову Google, что она не посягает на открытость Android. Впрочем, судя по тому, что Android продолжает уверенно наращивать свою долю как на смартфонном рынке, так и на планшетном, не говоря уж о таких новых нишах как моноблоки, игровые консоли, ноутбуки, умные часы и автомобили, даже если Google взимает какие-то отчисления, то они нисколько не пугают производителей, которые реализуют самые невероятные плоды своего воображения, устанавливая модифицированную на скорую руку Android в качестве управляющей системы. Android стала фактически курицей, несущей золотые яйца, как для многих членов Open Handset Alliance, так и для компаний, таких как Amazon или Microsoft, которые не имеют прямого отношения к разработке системы.