Спецификации
Для справки, приведем спецификации видеокарты 3D1-68GT:
- Два видеопроцессора GeForce 6800GT, частота работы 375 МГц
- Общий объем установленной видеопамяти - 512 Мб, 16 чипов в упаковке BGA, по 8 на каждой стороне видеокарты
- Шины памяти - две, каждая шириной 256 бит (каждый GPU использует свои 256 Мб памяти)
- Тип памяти - DDR3, с временем выборки 1,6 нс, рабочая частота 1000 МГц
- Интерфейс - PCI-E 16x
Как видите, частоты GPU несколько завышены по сравнению со стандартными 350 МГц для 6800GT. Что именно явилось первопричиной такого завышения частоты, сказать сложно. Может быть, сконструированная система охлаждения настолько хорошо справлялась со своими обязанностями, что было решено поднять рабочую частоту GPU. А может быть и наоборот, повышение частоты привело к необходимости разрабатывать столь массивную систему охлаждения. Мне кажется, наиболее вероятной причиной могло быть желание производителя получить результат, уверенно превышающий красивый порог в 20000 "попугаев" 3DMark03. Почему именно в 3DMark03, спросите вы, хотя на дворе 2005-й год, да и тот уже заканчивается? Ответ на этот вопрос мы получим, когда перейдем к тестам. С другой стороны, как известно, многие видеокарты на базе 6800GT спокойно разгоняются до частот соответствующих 6800Ultra. Однако "штатный разгон" несколько скромнее. Естественными ограничителями здесь выступают уже не столько разгонный потенциал GPU, сколько возросшее совокупное энергопотребление и тепловыделение тандема видеочипов.
Частота памяти полностью соответствует штатной для 6800GT, несмотря на то, что установленная память позволяет работать на большей частоте. В общем-то, разумно. Дальнейшее повышение частоты памяти не так радикально сказывается на производительности, а вышеупомянутые ограничения по энергопотреблению и тепловыделению играют свою роль и здесь.
Однако, несмотря на всю продуманность конструкции и выбранных режимов работы, без ложки дегтя все же не обошлось. Как оказалось, видеокарта всегда работает на одних и тех же частотах, что в режиме 3D, что в режиме 2D. Как вы понимаете, такое поведение не может положительно сказаться на тепловом режиме видеокарты и всей системы в целом.
Вторая ложка дегтя заключается в том, что на 3D1-68GT не реализован мониторинг температур. Ни RivaTuner, ни фирменная утилита V-Tuner2 не обнаружили никаких датчиков температуры, поэтому просто ничего не показали. Управление скоростью вращения кулеров видеокарты также не обнаружилось, что выглядит уже логично - ведь видеокарта греется всегда и по максимуму.
Сложно сказать, что послужило причиной указанных недоработок. Возможно, это связано с тем, что инженерам Gigabyte пришлось написать для 3D1-68GT собственный биос и возникли какие-то проблемы. Может быть это издержки двухчиповости и нестандартного дизайна. А может просто не хватило времени. На стабильности работы видеокарты это, в общем-то, не сказывается. А позаботиться о хорошей системе вентиляции корпуса и мощном надежном блоке питания придется в любом случае.
Разгон
Прежде чем разгонять видеокарту "ручками", я опять решил проверить работу автоматики, и "попросил" систему определить оптимальные частоты. Результат превзошел ожидания. Драйверы согласились, что 375 МГц для GPU хорошо, но мало, и выставили 394 МГц, а память решили сильно особо не трогать и дали ей всего 1030 Мгц. Неплохо. Памятуя о разгонном потенциале 6800GT до уровня 6800 Ultra и запасе по частоте памяти, я, естественно, на этом не остановился и решил еще немножко подразогнать 3D1-68GT. В итоге видеокарта показала стабильную работу на частотах 425/1200 Мгц. Как видите, частоты соответствуют штатным частотам 6800 Ultra и даже чуть их превышают (по памяти).
Тестирование
Предварительные замечания (для тех, кто не любит читать мануалы). Если установить 3D1-68GT в материнскую плату, которая SLI не поддерживает, видеокарта будет работать как одиночная 6800GT, но, согласитесь, какой тогда смысл в наличии двух GPU? Поэтому, для работы видеокарты 3D1-68GT в режиме максимальной производительности материнская плата, поддерживающая SLI - необходима! Однако здесь есть некоторые тонкости. Несмотря на то, что поддержка SLI необходима, переключатель на материнской плате, изменяющий режим работы Normal/SLI, необходимо выставить в Normal. А на видеокарте необходимо поставить переключатель SW1 в положение "ON" (белые точки - вниз), как показано на рисунке.
Сам переключатель расположен на тыльной стороне видеокарты.
Внимание! Для переключения SW1 в другое положение радиатор с видеокарты снимать не надо! Радиатор его не закрывает.
Конфигурация тестового стенда:
Для тестирования использовались последние WHQL-драйверы NVIDIA - ForceWare 78.01 WHQL.
Видеокарта 3D1-68GT тестировалась в двух режимах. Первый - номинальные частоты 375/1000 МГц. Второй - разогнанный вариант, частоты 425/1200 МГц (GPU/память соответственно). Результаты сравнивались GeForce 7800GT, 7800GTX, и, поскольку 3D1-68GT по сути есть две 6800GT в SLI режиме, нам было интересно сравнить ее с топовым SLI-решением сегодняшнего дня - 7800GTX-SLI.
Итак, результаты:
Как и следовало ожидать, на номинальных частотах 3D1-68GT уверенно обходит 7800GT/GTX и приближается к результату 10 000 "попугаев". При разгоне планка в 10 000 "попугаев" взята! Разогнанная 3D1-68GT даже обходит 6800 Ultra-SLI, по всей видимости, за счет чуть большей частоты видеопамяти. 7800GTX-SLI, разумеется, остается недосягаемой.
Расстановка сил сохраняется. Обратите внимание - 3D1-68GT показывает 20 327 "попугаев" 3DMark`03 в номинальном режиме. Теперь понятно, почему на коробке приведены результаты именно в 3DMark`03? На номинальных частотах до рубежа 10 000 в 3DMark`05 видеокарта 3D1-68GT не дотягивает, в 3DMark`03 - успешно показывает 20 000 "попугаев". Цифра красивее! :) Идем дальше.
Несмотря на "двухголовость" и разгон, в этом разрешении 3D1-68GT не может превзойти даже одиночную 7800GT. По всей видимости, недостаток производительности центрального процессора не позволяет 3D1-68GT развернуться в полную силу. Посмотрим, что будет при более высоких разрешениях.
Предположение оказалось верным. 3D1-68GT показывает результаты уже сравнимые с 7800GTX, а 7800GT отстает на 10%.
Очередное повышение нагрузки на видеоподсистему еще раз подтверждает, что 3D1-68GT к этому вполне готова. И если ее предшественница 3D1 (на базе двух 6600GT) в самых "тяжелых" графических режимах уступала одиночным высшим представителям семейства 6ххх, то 3D1-68GT на равных борется в высшей лиге сегодняшнего дня.
Низкое разрешение и недостаток мощи CPU сглаживает разницу в результатах. Кажется, что еще чуть-чуть и 3D1-68GT "поборет" 7800GTX-SLI, но чуда не случилось.
Разница становится заметнее. Посягнуть на первенство 7800GTX-SLI уже не представляется возможным, но и соперники в лице 7800GT/GTX уже не так сильно дышат в затылок.
Картина принципиально не меняется.
Самая "тяжелая" игра расставляет все по местам. Серьезные оптимизации видеочипов поколения G70 не прошли даром. 3D1-68GT изо всех сил старается держаться на уровне. Помогает только разгон.
Ситуация чуть лучше. 3D1-68GT между двух огней. 7800GT поджимает снизу, 7800GTX - сверху.
Картина принципиально не изменяется, но есть один сюрприз. Разогнанная 3D1-68GT так и не смогла пройти весь тест до конца. Вернее, она его проходила, без артефактов, но регулярно возникало зависание на последнем кадре теста, как следствие - узнать итоговый результат не получилось. На номинальных частотах никаких проблем не возникало. Тем не менее, на графике я оставил разогнанную 3D1-68GT на прежнем месте. Следует трактовать это как - "здесь могли бы быть результаты разогнанной 3D1-68GT, если бы непонятный глюк на последнем кадре не помешал бы их получить" :)