Итак, напомню, нынешняя «обойма» X-Fi состоит из четырёх моделей карт: Elite Pro – ~$400, Fatal1ty FPS – ~$280, Platinum – ~$200 и XtremeMusic – ~$130. Младшенькая карта не имеет ни внешнего блока, ни инфракрасного пульта дистанционного управления. «Платиновая» же версия, характеризующаяся богатой (фактически полной) функциональной оснащённостью, стала для тактики Creative типичной. Фатально игровая Fatal1ty FPS выделяется особо шустрой памятью. Это новый шаг в маркетинговой стратегии Creative, который, очевидно, рассчитан на зажиточных геймеров, желающих экипироваться по высшему разряду.
Появление, судя по названию, элитарно-профессиональной модели Elite Pro в немалой степени обязано предшествовавшей серии специализированных саунд-карт E-MU Creative Professional. Кстати, модель E-MU 1820 пользовалась популярностью в начальных музыкальных кругах, благодаря отличному микрофонно-гитарному предусилителю, многоканальной параллельной записи и балансным входам-выходам. Модель E-MU 1820 m, помимо всего прочего, славилась отменными АЦП и ЦАП (сигнал-шум чуть ли не -120 дБ). Серия E-MU Creative Professional базировалась на аудиопроцессоре предыдущего поколения, хорошо известном по картам Audigy 2. Увы, устаревший не только морально, «сигнальный» процессор не позволил реализовать на должном уровне (по меркам музыкантов) многообещающую цифровую обработку, в частности, эффект дисторсии и аудиокомпрессор. Звуковые эффекты, выдаваемые аппаратной частью E-MU Creative Professional, не смогли конкурировать как с полупрофессиональными компонентами, так и с отдельными программами, успешно работающими (качественно и без ощутимой задержки) через ASIO в реальном времени. Сие обстоятельство сильно озадачивало пытливые умы (непонятно, чего не хватало – быстрой памяти или отточенности алгоритмов) и, мягко говоря, не способствовало всенародной любви к E-MU Creative Professional. Музыканты предпочитали потратиться на отдельный гитарный процессор или на внешний гитарный предусилитель и скромную карту, поддерживающую передачу аудиопотоков под ASIO с приемлемой загрузкой процессора компьютера. Прошло каких то полтора-два года, и вот в наших руках карта Elite Pro с сильными преобразователями, мощнейшим аудиопроцессором и мгновенно выросшей памятью на борту. Неужели свершилось?
Упаковка и комплектация
Размер коробки производит должное впечатление. Внушительные габариты упаковки объясняются тем, что выносной модуль воистину гигантский (325 х 240 х 50 мм). Складывается впечатление, что в него можно втиснуть современный стереоусилитель мощности класса «D» или многоканальный цифровой усилитель.
Содержимое комплекта видно на фото:
|
Коробка |
|
X-Fi Elite Pro |
|
Внешний модуль |
|
Инфракрасный пульт дистанционного управления (предмет на фото слева в комплект не входит)… |
|
…и прочее |
Толстенный шнурище со специфическими разъёмами служит для подключения внешнего модуля.
Шнур с разъёмами DIN пригодится для подключения активных акустических систем Creative. Правда, среди сегодняшней акустики Creative нет достойных систем, удовлетворяющих классу карты Elite Pro.
Во времена расцвета Audigy 2 коробочные варианты комплектовались музыкальным DVD-audio диском с шестиканальным звуком в несжатом формате 24 бит 96 кГц. Этот диск содержал разные стили музыки, причём отдельные треки были прекрасно записаны. В общем, полезный был диск, лично я его использовал в качестве тестового при прослушивании. Ныне подобным подарком не побаловали. Один диск CD-ROM из комплекта содержит драйверы и программное обеспечение, второй – разного рода демонстрационные материалы.
Характеристики
(по сведениям, заявленным производителем)
Отношение сигнал-шум (фронт, тыл, центр, саб) | -116 дБ(А) |
Гармонические искажения | 0,0008 % (для 1 кГц) |
Частотная характеристика (многоканальный выход и стерео) | 10 Гц–46кГц (+/-3 дБ) 10 Гц–88 кГц |
Частоты дискретизации при воспроизведении | До 192 кГц – стерео До 96 кГц – 7.1 |
Частоты дискретизации при записи | 8; 11,025; 16; 22,05; 24; 32; 44,1; 48 и 96 кГц |
ASIO 2.0 | 44,1; 48; 88,2 и 96 кГц, 16 и 24 бит |
Выходы на карте (один 3- и два 4-контактных миниджека 3,5 мм) | - Фронт
- Тыл, супер тыл
- Центр, саб
|
Входы на карте (FlexiJack миниджек 3,5 мм) | - Цифровой вход/выход
- Линейный вход
- Микрофонный вход
- Aux-In (на плате)
|
Выходы на выносном блоке | - Цифровой коаксиальный (RCA)
- Оптический (Toslink)
- Миди (5-контактный)
- DIN (для подключения акустики Creative)
- На наушники (6,35 мм, TRS)
|
Входы на выносном блоке | - Микрофонный (TRS)
- Объединенный линейный/Hi-Z гитарный (TRS)
- Объединенный линейный Aux 2/«виниловый» (2 RCA)
- Цифровой коаксиальный (RCA)
- Оптический (Toslink)
- Миди (5-контактный)
|
Технические решения
Аудиопроцессор точь-в-точь такой же, как и у рассмотренной ранее X-Fi XtremeMusic, посему прошу понять меня правильно, повторяться не буду. В отличие от младшей карты, на испытуемой Elite Pro рядышком с аудиопроцессором красуется оперативная память Micron объёмом 64 Мбайт и скорострельностью 7,5 нс.
|
Аудиопроцессор X-Fi |
Качество воспроизводимого картой звука возложено на четыре двухканальных дельта-сигма (24 бит 192 кГц) ЦАПа CS4398 от Cirrus Logic. На текущий момент это флагманская модель ЦАПов у данной фирмы. Естественно, поддерживается DSD-поток, то бишь в принципе можно озвучивать (при наличии соответствующего драйвера) SACD-диски. На испытательном стенде CS4398 показывает динамический диапазон 120 дБ при THD+N -107 дБ. Именно эти ЦАПы используются в картах профессионального уровня EMU 1820 m и EMU 1212 m.
|
Цифро-аналоговые преобразователи карты: четыре штуки CS 4398-CZ |
Обязанности аналого-цифрового преобразования выполняют разные АЦП. Тот, что установлен на карте, весьма силён: японский стерео AKM 5394 (123 дБ DR, -110 THD+N). Да и тот, что в выносном блоке, тоже не слабый: PCM 1804 (24 битный дельта-сигма, полностью дифференциальный вход+/-2.5 В, стерео, динамический диапазон в среднем по партии 112 дБ, частота дискретизации выходящего потока до 192 кГц), разработанный ещё Burr Brown и, в частности, устанавливаемый в EMU 1820. Последний АЦП, похоже, обслуживает все аналоговые входы внешнего блока, т.е. сигнал на карту поступает по AD-link кабелю уже в цифровом виде.
|
Аналогово-цифровой преобразователь карты AKM 5394 |
|
АЦП выносного блока: PCM 1804 |