Разгон
В плане разгона рассматриваемые видеокарты вели себя
предсказуемо. Видеокарта 7800GS от Leadtek, которую мы
рассматривали год назад, разогналась до частот 500/1450 МГц. В
этот раз видеокарта 7800GS (уже от MSI) стабильно работала на
частотах 450/1500 МГц. Что касается Sapphire X1950Pro 512 AGP,
то она стабильно заработала на частотах 635/1500 МГц. В
принципе, удавалось получить и более высокие частоты, но
иногда встречались артефакты. Возможно, более серьезное
охлаждение покажет более высокие результаты разгона. В этот
раз данные разгона приведены только для справки, в диаграммах
тестирования вы их не увидите, все результаты приведены для
видеокарт работающих на штатных частотах. Это сделано для
того, чтобы не перегружать диаграммы, потому что в этом
тестировании использованы сразу три тестовых платформы.
Тестовые платформы
Да, тестовых платформ действительно три. Уже дано бродит
множество слухов и домыслов (порой совершенно невероятных) о
том, что какого-то процессора «хватит» для видеокарты, а
какого-то «не хватит». Сегодня мы не только протестируем
видеокарты для платформы AGP, но также внесем ясность и в этот
вопрос. В этом нам помогут:
Первая платформа
Шина |
AGP |
CPU |
Intel
Pentium4 (Prescott) 3,2 GHz |
MB |
DFI LANPARTY PRO875 B |
Memory |
Kingston HyperX PC3200 2x1024
Мб |
OS |
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU |
Hiper 525W |
Вторая платформа
Шина |
AGP |
CPU |
Athlon 64 4000+ |
MB |
MSI K8N Neo2 Platinum |
Memory |
Kingston HyperX PC3200 2x1024
Мб |
OS |
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU |
Hiper 525W |
Третья платформа
Шина |
PCI-Express |
CPU |
Intel
Core Duo X6800 2,93 ГГц |
MB |
MSI 975X Platinum PowerUp
Edition |
Memory |
Corsair XMS Xpert DDRII-800
4x512Mb |
OS |
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU |
Thermaltake ToughPower 750
Wt |
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare
93.71 и Catalyst 7.11.
Первые две платформы используют одноядерные процессоры. Мы
намеренно остановились на таком варианте, поскольку
предполагали, что типичный компьютер, купленный 2-3 года назад
и использующий AGP, скорее всего оснащен именно одноядерным
процессором. Частота 3,2 ГГц для процессора Intel Pentium 4
Prescott не является «потолком», но мы и не ставили задачу
максимального разгона CPU. Более важным в данном тесте нам
представляется приближение конфигурации к «типичному»
компьютеру на базе Intel Pentium 4. Что касается платформы на
базе AMD Athlon 4000+, то этот CPU некогда считался топовым
продуктом в своей линейке за счет высокой (по тем временам)
частоты и большого объема кэш-памяти второго уровня. Однако
частота в 2,4 ГГц также не является «потолком» для одноядерных
CPU от AMD, и довольно часто удается разогнать центральный
процессор до частоты 2,7 ГГц и выше. Как было показано во
второй части статьи "Процессорозависимость видеосистемы. Часть II –
Влияние объема кэш-памяти CPU и скорости оперативной
памяти", объем кэш-памяти второго уровня CPU не играет
определяющего значения в 3D-играх. Так что по приведенным
результатам вполне адекватно можно оценить производительность
платформ на базе CPU Athlon и с объемом кэш-памяти второго
уровня в 512 кб.
Единственное, что отличает приведенные конфигурации
AGP-платформ от «типичного» компьютера – объем оперативной
памяти. Мы установили по 2 Гб на каждую платформу, чтобы
избежать «свопирования» и искажения результатов тестов за счет
интенсивной загрузки жесткого диска. В этом смысле мы отходим
от «типового» AGP-компьютера, но зато приближаемся к
актуальной тестовой платформе сегодняшнего дня, которая
основана на процессоре Intel Core 2 Duo X6800 на частоте 2,93
ГГц (третья платформа). А значит, можем попытаться сравнить их
между собой, что мы сейчас и сделаем.
Поскольку видеокарта Sapphire X1950Pro 512 AGP по своим
характеристикам совершенно аналогична видеокартам на шине
PCI-E, проблем с подбором сравнительной видеокарты не
возникло. Мы будем сравнивать ее с типичной видеокартой
X1950Pro PCI-E, работающей на частотах 580/1400 МГц. С
подбором PCI-E аналога для видеокарты 7800GS было несколько
сложнее. Основная проблема заключалась в том, что число
пиксельных конвейеров у 7800GS равно 16, в то время как для
шины PCI-E не выпускалось видеокарт на базе G70/G71 с таким
числом конвейеров. Поэтому, поразмыслив, мы решили
остановиться на видеокарте 7900GS. Число пиксельных конвейеров
у нее равно 20, а частоты несколько выше, чем у 7800GS. Итак,
приступим к тестам.
3DMark
В тесте 3DMark’06, в котором в итоговый балл включается
оценка производительности CPU, предсказуемо лидирует платформа
на базе Intel Core 2 Duo. Отсюда же видно, что система на
Athlon 64 смотрится чуть-чуть, но все же предпочтительнее
системы на Intel Pentium4. Что касается видеокарт, то на всех
платформах впереди оказывается Sapphire X1950Pro 512 AGP.
Сказывается большое количество пиксельных конвейеров и высокие
тактовые частоты.
В тесте 3DMark’05 мы видим практически ту же самую картину.
В тесте 3DMark’03, который всегда «лояльнее» относится к
видеокартам NVIDIA, видеокарты 7800GS и 7900GS обгоняют своих
визави, однако на платформе Athlon 64 видеокарта Sapphire
X1950Pro 512 AGP все же выходит вперед. Что интересно,
несмотря на огромную разницу в центральных процессорах, на
платформе с одноядерным Athlon 64 результаты Sapphire X1950Pro
512 AGP очень мало отстают от результатов X1950Pro на
платформе Intel Core 2 Duo
Need for Speed Most Wanted
Начиная с этого теста и далее, мы для каждой игры приводим
результаты в одной шкале FPS. Это сделано для того, чтобы
можно было оценить снижение значений FPS с увеличением
разрешения экрана.
Уже неоднократно отмечалось, что «движок» игры Need for
Speed Most Wanted «благосклонен» к видеокартам NVIDIA и
отличается процессорозависимостью, то есть – чутко реагирует
на производительность центрального процессора. Это
проиллюстрировано уже в разрешении 1024х768. Впереди платформа
Intel Core 2 Duo, затем Athlon 64, а самой слабой оказывается
платформа Intel Pentium 4 Prescott. Почему мы так уверенно
можем об этом говорить? Все очень просто. Поскольку результаты
разных видеокарт, какими являются Sapphire X1950Pro 512 AGP и
MSI 7800GS, на одной и той же платформе практически одинаковы,
значит что-то другое ограничивает рост FPS, а именно –
центральный процессор. С другой стороны, обратите внимание,
насколько близки результаты Sapphire X1950Pro 512 AGP на
платформе Athlon 64 и X1950Pro на платформе Intel Core 2 Duo.
А если разницы в результатах одной и той же видеокарты, но на
разных платформах, нет - значит все «упирается» в видеокарту.
Отсюда следует вывод, который может показаться парадоксальным
– если мы, имея платформу AGP и видеокарту Sapphire X1950Pro
512 AGP, «пересядем» платформу Intel Core 2 Duo с видеокартой
X1950Pro, то практически не увидим разницы. Есть над чем
задуматься, правда? Давайте посмотрим, что будет происходить с
увеличением разрешения.
В разрешении 1280х1024, которое является наиболее типичным
для большинства современных мониторов, результаты всех
видеокарт закономерно уменьшаются, по сравнению с результатами
в разрешении 1024х768. Однако проседание результатов 7800GS
оказывается более значительным, и она начинает отставать от
Sapphire X1950Pro 512 AGP. В чем дело? Очевидно, что не
хватает производительности видеокарты 7800GS, но зависимость
результатов от платформы все еще прослеживается.
Дальнейшее увеличение разрешения экрана приводит к тому,
что результаты на разных платформах становятся идентичными
друг другу. Это значит, что мощность CPU уже не является
главным сдерживающим фактором, а все «упирается» в
производительность видеокарты.
Need for Speed Carbon
Игра Need for Speed Carbon построена на том же самом
движке, что и NFS Most Wanted, но сильно «приправлена»
шейдерными спецэффектами. Результат вы видите - подавляющее
преимущество X1950Pro над соперниками из NVIDIA и очень
близкие результаты на всех трех платформах. Что интересно, в
разрешении 1280х1024 и выше лидирует Sapphire X1950Pro 512 AGP
на платформе с одноядерным AMD Athlon 64! Мало того, там же
используется оперативная память стандарта DDR, а не DDR2.
Конечно, можно попытаться объяснить такие спорные результаты
несовершенством FRAPS или «криворукостью тестера». Однако я
склонен думать, что возможное объяснение состоит во встроенном
контроллере памяти процессора Athlon 64 и низких таймингах
оперативки (которые по умолчанию ниже таймингов памяти DDR2,
хотя системы не подвергались такой тонкой настройке).
Elder Scrolls IV - Oblivion
Игра Elder Scrolls IV: Oblivion очень требовательна в
первую очередь к видеосистеме. Это видно из одинаковости
результатов на разных платформах. Однако платформа Intel
Pentium 4 Prescott даже в разрешении 1024х768 заметно отстает
от соперников. Увеличение разрешения приводит всех к «общему
знаменателю». Закономерно, что для видеокарт NVIDIA он
оказывается ниже. На стороне Sapphire X1950Pro 512 AGP более
высокие частоты и 36 пиксельных конвейеров. Мы не стали
включать HDR одновременно с полноэкранным сглаживанием (AA),
поскольку видеокарты NVIDIA серии 7xxx не поддерживают данную
функцию. Тем не менее, на видеокарте Sapphire X1950Pro 512 AGP
режим 4AA+HDR был протестирован. Результаты уменьшились очень
незначительно, на 1-2 FPS.