Со времени появления
видеокарт GeForce 9600GT мы успели изучить их вдоль и поперёк,
однако не все возможные аспекты их использования были нами
раскрыты. Одним из таких аспектов является режим SLI, в
котором мы ещё не тестировали видеокарты GeForce 9600GT. Это
стало особенно актуальным, поскольку за последние месяцы цены
на видеокарты в целом и на GeForce 9600GT - в частности
претерпели значительное снижение, в результате чего эти
видеокарты стали ещё более привлекательными для покупки. Не
стали исключением и видеокарты GeForce 8800GTS 512, цена на
которые приблизилась к отметке 5500 рублей и в некоторых
случаях даже опустилась ниже. Мы это говорим к тому, что две
видеокарты GeForce 9600GT можно купить за сумму, немногим
превышающую 6000 рублей, а конкретно, если ориентироваться по
http://www.price.ru/, за 6600 рублей. При
столь небольшой разнице есть смысл задуматься, а что же лучше
- одна "топовая" GeForce 8800GTS 512, или же две GeForce
9600GT с последующим объединением их в режим SLI. Правда, у
режима SLI есть и минусы, но об этом - в конце нашей статьи,
когда будем подводить итоги.
А первой участницей сегодняшнего тестирования станет
видеокарта Albatron 9600GT, фотографии которой вы можете
посмотреть в галерее справа от текста. Эта видеокарта на все
100% соответствует "референсу", как по конструкции, так и по
частотам, которые равны 650/1600 МГц для GPU и 1800
"эффективных" МГц - для видеопамяти. В качестве напарницы мы
выбрали уже знакомую вам видеокарту MSI 9600GT. От видеокарты Albatron её
отличает альтернативная система охлаждения и повышенные
частоты. Обе видеокарты без проблем заработали в режиме SLI,
несмотря на разные тактовые частоты, но для честности мы
привели частоты видеокарты MSI к значениям видеокарты Albatron
при помощи программы Riva Tuner 2.09. Впервые за довольно
большой промежуток времени мы будем проводить наше
тестирование на платформе AMD. Нами был выбран процессор
Phenom 9850, самый быстрый на данный момент из ассортимента
AMD. Поскольку современные процессоры AMD не достигают равных
с процессорами Intel частот, мы разогнали наш Phenom 9850 до
3000 МГц. По предварительным исследованиям, проведённым в
нашей лаборатории, в игровых тестах четырёхъядерные процессоры
Phenom отстают от четырёхъядерных процессоров Intel при равной
частоте на величину не более 10%. Более того, в тяжёлых
графических режимах влияние архитектуры центрального
процессора будет ещё меньше, так как результаты в основном
зависят от производительности видеокарты.
Особых проблем с разгоном не возникло, поскольку у нашего
экземпляра процессора разблокированный множитель. В пару к
процессору мы выбрали материнскую плату ASUS Crosshair 2
Formula, основанную на чипсете NVIDIA nForce 780A SLI. Что
касается оперативной памяти, то тут мы использовали два модуля
Corsair Dominator XMS2, ёмкость каждого из которых равна 1 Гб.
Тактовая частота модулей была установлена на отметку 1066
МГц со значениями таймингов 5-5-5-15-2T. Давайте обобщим
вышеприведенную информацию и перейдём к ознакомлению с
результатами тестов. Конфигурация тестового стенда такова:
Тестовый
стенд |
Процессор |
AMD Phenom 9850 @ 3,0 ГГц |
Материнская плата |
ASUS Crosshair 2 Formula на базе чипсета NVIDIA
nForce 780A |
Оперативная память |
Corsair Dominator DDR2 2 x 1 Гб 1066 МГц 5-5-5-15
2T |
Операционная система |
Windows XP+SP2+DirectX 9.0c / Windows Vista для DX10
тестов |
Блок питания |
750 Вт |
Для всех видеокарт были использованы драйверы ForceWare
175.16. Кстати, о видеокартах. Помимо связки из GeForce 9600GT
SLI мы протестировали одиночные видеокарты GeForce 9600GT и
GeForce 8800GTS 512. Результаты GeForce 9600GT нам необходимы
для того, чтобы увидеть прирост производительности от
использования связки SLI. Видеокарта GeForce 8800GTS 512, в
свою очередь, является "топовой" и очень близкой по цене к
двум GeForce 9600GT, поэтому будем рассматривать её как
альтернативу связке 9600GT-SLI. Ознакомление с результатами
традиционно начнём с тестов 3DMark.
И вот, первый сюрприз. Связка из видеокарт GeForce 9600GT
уверенно обошла "топовую" GeForce 8800GTS 512. Что касается
эффективности от использования второй видеокарты, то в обоих
тестах она превысила 40%. Далее представляем вашему вниманию
игровые тесты, которые мы не поленились провести как с
использованием сглаживания, так и без. Для наглядности, в
каждой игре сначала приведены результаты без использования
полноэкранного сглаживания, а затем - в более "тяжелом" режиме
- 4xAA/16xAF.
Первое, что бросается в глаза в игре Call of Duty, это
очень близкие результаты видеокарт GeForce 9600GT и GeForce
8800GTS 512. Согласитесь, очень странно, что столь разные по
уровню быстродействия видеокарты показали одинаковые
результаты. Впрочем, это не последняя "странность" на сегодня,
и, по всей видимости, в этом виноваты драйверы видеокарты. Что
касается эффективности от использования связки 9600GT-SLI, то
она в этом тесте составляет 30,4-47,4%.
После включения сглаживания расклад практически не
изменился, разве что GeForce 8800GTS 512 всё же вырвалась
немного вперёд. Эффективность от использования связки
9600GT-SLI лежит в пределах 38,2-51,6%.
В игре Call of Juarez видеокарта GeForce 8800GTS 512
показала свой нрав, но связка из GeForce 9600GT осталась
недосягаемой. Эффективность от использования связки 9600GT-SLI
заметно выросла и составляет 81,5-91,8%.
После включения сглаживания расклад сил не изменился, а
эффективность от использования связки 9600GT-SLI возрасла еще
больше - 86,7-93,8%.
При переходе на версию для DirectX 10 расклад сил в игре
Call of Juarez сохраняется. Эффективность от использования
связки SLI на этот раз находится в пределах 88,1-101,7%.
Пожалуй, это первый раз, когда эффективность от использования
двух видеокарт GeForce в связке SLI превысила 100%. Впрочем,
результат может быть обусловлен погрешностью измерений.
После включения сглаживания расклад остаётся прежним.
Эффективность от использования связки SLI находится в пределах
96,3-113,2%.