Вчера компания Google анонсировала предварительную версию Android для разработчиков, и сообщество принялось находить функции, о которых корпорация на презентации не сказала ни слова. Самой значительной раскрытой «тайной» стал режим многооконности, похожий на аналогичную реализацию из интерфейса TouchWiz в смартфонах и планшетах семейства Galaxy от Samsung.
Будучи изначально смартфонной операционной системой, Android не проектировалась для той массы форм-факторов, куда предприимчивые производители принялись её устанавливать. И если для смартфонов однооконный режим выглядит вполне органично, то от диагонали экранов планшетов или ноутбуков хочется большего. Сначала энтузиасты нашли данные о многооконности в эмуляторе экспериментальной версии SDK для Android M, после чего специалисты смогли отредактировать конфигурационные файлы системы на тестовых прошивках для Nexus-устройств, благодаря чему удалось включить этот режим даже на смартфоне LG Nexus 5. По словам первых тестеров этой функции, сам режим работает быстро и стабильно, но вот управлять созданными окнами не очень удобно на смартфоне. В самой системе перед включением режима выводится предупреждение о том, что многооконность является очень сырой экспериментальной функцией, и приложения в этом режиме могут отказать в обслуживании, либо работать некорректно. На сайте для разработчиков под систему Android никаких описаний данного режима нет, как и нужных API, которые могли бы помочь в оптимизации работы приложений.
В Google-же, судя по всему, намерены извлечь максимальную выгоду от лицензирования патентов Samsung, реализовав многие функции, поддерживаемых раньше преимущественно на устройствах южнокорейской корпорации. Режим многооконности позднее адаптировали и другие компании, такие как LG, Alcatel, Sony и другие. Кроме того, функция многооконности в похожем виде изначально появилась на сторонних реализациях Android Open Source Project, таких как Paranoid Android и OmniROM, а с помощью специального стороннего фреймворка Xposed эту функцию можно было включить и на старых версиях Android от Google с помощью дополнительного кода. Таким образом, можно предположить, что руководители Google изучают причины, по которым производители отказываются использовать систему без значительных модификаций, а также почему пользователи часто ищут счастья в прошивках от сообщества независимых разработчиков. Впрочем, пока неясно, продолжит ли Google разработку этого режима многооконности, и если да, будет ли он готов к выпуску вместе с Android M, или же эта функция будет отложена на следующий год.
Ещё одними обнаруженными необъявленными нововведениями Android M стали системные темы и возможность модификации панели управления. Первая функция представляет из себя простой механизм системных тем оформления, который в текущей тестовой прошивке позволяет менять цвета элементов интерфейса со светлого на темный, причем с учетом времени суток. А вторая новинка предоставляет пользователю возможность менять местами и добавлять различные ярлыки для контроля над беспроводными интерфейсами и другими опциями системы в панели уведомлений. Эти функции также перекочевали в Android от Google прямиком из Samsung TouchWiz и свободных прошивок.
Интернет вещей (IoT), представленный в обывательском сознании в собирательном виде лампочки с доступом в Сеть, занимает уже не меньше внимания у технологических компаний, чем смартфоны и планшеты. Свои решения уже показали гиганты Intel, Microsoft и Samsung, теперь пришла пора и Google. На конференции I/O в Сан-Франциско были анонсированы операционная система Brillo и фреймворк Weave.
Новая операционная система, получив название проект Brillo, по большому счету уже знакомая всем Android, хотя и со значительными модификациями на уровне ядра Linux, переработан слой аппаратных абстракций (HAL) для создания платформо-независимых приложений. Кроме того, судя по всему, в Brillo не будет привычной среды выполнения Java-приложений Dalvik/ART, но большинство остальных библиотек и фреймворков из поставки Android сохранятся. Google считает, что использование Android оправдано по причине того, что практически все создатели чипов и устройств работают с этой ОС, поэтому часть Android, отвечающая за работу с аппаратным обеспечением, перекочевала в Brillo. В Google пока не стали подробно рассказывать о своем новом проекте, уточнив, что ближе к выпуску в третьем квартале этого года появится и документация. Исходный код системы также будет доступен для изучения и собственных модификаций.
Другая новинка, фреймворк Weave, связана неразрывно с Brillo. Weave включает в себя набор интерфейсов и протоколов, с помощью которых все платформы Google будут общаться между собой. По этой части представители компании оказались ещё более лаконичными, так как Weave пока существует только в виде концепта. По представлениям Google программисты смогут конфигурировать Weave для сложных сценариев Интернета вещей, например, управлением пресловутой лампочкой с часов Android Wear. Представители корпорации заявили, что документация на Weave будет готова в четвертом квартале этого года вместе с набором необходимых исходных кодов. Кроме того, в случае запроса со стороны сообщества или партнеров Google, компания может начать процедуру стандартизации Weave в профильных международных комитетах. Таким образом, вероятно, Weave теоретически смогут реализовать и разработчики других операционных систем.
Ещё одним из анонсов компании Google на начавшейся в четверг конференции разработчиков I/O стал сервис Google Photos. Его разработчики преследовали три основные цели: дать пользователям возможность сохранять фотографии с любых типов устройств, помочь в их организации и упростить обмен с другими пользователями.
Сервис автоматически производит резервное копирование фотографий с ПК, смартфона, планшета и карты памяти фотоаппарата. При желании пользователь может синхронизировать их с облачным хранилищем Google Drive. Сервис задействует технологию машинного обучения и искусственный интеллект, автоматически сортируя изображения по дням, месяцам и годам. Также организация фотографий может вестись по таким критериям, как изображённые на них люди, места и вещи.
На презентации была показана обработка запроса «снежный шторм в Торонто». Поиск фотографий был выполнен весьма быстро, особенно с учётом того, что все изображения хранились в облаке. В состав сервиса входят ряд инструментов редактирования и возможность делиться изображениями в социальных сетях, письмах электронной почты и т.д. Также доступен ассистент, который будет давать подсказки о возможностях Google Photos.
Сервис даёт неограниченное дисковое пространство для хранения фотографий с максимальным разрешением 16 Мп и видео Full HD. C момента анонса сервис становится доступным для пользователей Android, iOS и в вебе.
На открытии конференции Google I/O операционная система Android M оказалась не единственным анонсом. Компания продолжает работать в сегменте мобильных платежей и представляет платёжную систему Android Pay, основанную на технологии NFC. Предшествующая ей система Wallet также работала на NFC, однако теперь платежи станут более удобными для пользователей, чему поможет поддержка фреймворка распознавания отпечатков пальцев (если у смартфонов будет соответствующий датчик).
Как и в случае с платёжной системой Apple Pay, реальные номера кредитных карт будут оставаться засекреченными, вместо них будут использоваться специальные наборы символов. Это позволит связать с системой номера кредитных и дебетовых карт и повысить безопасность денежных переводов.
Для работы системы не потребуется никаких обновлений аппаратного обеспечения, необходима лишь операционная система от Android 4.4 и новее и поддержка стандарта связи NFC. В момент релиза платёжной системы её будут поддерживать около 700 тысяч магазинов, главным образом в США. Приложение будет предустановлено на продаваемые операторами мобильной связи Verizon, AT&T и T-Mobile аппараты и поддерживает системы Visa, MasterCard, AmEx и Discover.
Наличие API с открытым исходным кодом позволит разработчикам встраивать поддержку системы в сторонние приложения, избавляя от необходимости при каждой покупке вводить информацию заново. Что касается приложения Google Wallet, оно будет работать на Android и iOS на основе технологии peer-to-peer, позволяя пользователям обмениваться денежными средствами с друзьями. Получателю не обязательно иметь установленное приложение, деньги будут приходить на банковский счёт или карту Google Wallet.
На конференции для разработчиков Google I/O, которая проходит в Сан-Франциско, поисковая корпорация анонсировала новую версию своей операционной системы Android, получившей кодовое обозначение M. Если прошлогодняя версия L была одним из крупнейших обновлений за всю историю существования Android, то нынешний анонс концентрируется на тонком «тюнинге», который должен улучшить пользовательское впечатление от системы.
Ведущий презентации Android M Дэйв Бёрк, занимающий позицию вице-президента компании по разработке, начал своё выступление с того, что в компании уделили особое внимание исправлению различных ошибок, которые из-за своей некритичности откладывались из года в год. Но, естественно, собирать разработчиков на дорогостоящую конференцию, чтобы рассказать об исправлении багов, было бы глупо, поэтому не обошлось и без новых функций в системе. Об одной из них мы уже писали ранее — о возможности пользователя контролировать поведение приложений. Программы теперь будут не запрашивать все нужные разрешения скопом перед установкой, а запрашивать их перед вызовом определённой функции приложения. То есть, если пользователь захочет сделать фотографию прямо из приложения социальной сети для быстрой публикации, то в перед активацией камеры будет выведен запрос на получение разрешения, которое можно будет подтвердить или отклонить, после чего этот выбор будет запомнен системой. Естественно, в настройках все эти действия можно будет отменить и пересохранить. Впрочем, эта функция ограничена — если приложение не будет обновлено под версию SDK для Android, оно будет вести себя как раньше — запрашивать все разрешения разом перед установкой. Но у пользователя будет возможность отозвать лишние на его взгляд разрешения в настройках даже у неоптимизированных приложений.
Ещё одной новой функцией стала системная поддержка аутентификации с помощью отпечатка пальца. Датчики отпечатков пальцев использовались в Android довольно давно, но у каждого производителя была своя реализация этой функциональности, что естественно ограничивало возможность применения отпечатков для чего-то, отличного от разблокировки устройства. Но изменить эту практику Google заставили во многом обстоятельства — в iPhone 5S корпорация Apple предложила новое применение отпечатков пальцев — например, для верификации платежей в каталоге приложений, а с выпуском iPhone 6 сторонние разработчики получили возможность работать с датчиком. Естественно, разрозненные реализации функциональности сканера отпечатков ставили Android-устройства в невыгодном свете по сравнению с iPhone и iPad. В Android M появился отдельный стандартизированный фреймворк, который позволит экосистеме Play использовать датчик для тех же нужд — для открытия доступа к конфиденциальным данным, для верификации платежей в каталоге Play Маркет и приложениях сторонних разработчиков, таких как Интернет-банкинг и онлайн-магазины. Для оплаты также реализована служба Android Pay, похожая на Apple Pay, и она доступна не только для Android M, но и для Android 4.4 KitKat и новее.
Новинкой-дежавю, связанной с экосистемой Google, стала наконец возможность резервного копирования всех данных приложения в учетную запись пользователя. Эта функция полезна при смене устройства, так как уже на новом гаджете приложение будет восстановлено в том же виде, в каком оно находилось на старом устройстве. Раньше для достижения этой цели разработчикам нужно было самим явно активировать такую возможность, но теперь для приложений, созданных с помощью SDK для Android M, эта функция включена по умолчанию. Разработчик по-прежнему может контролировать процесс резервного копирования, запретив отправлять определённые файлы приложения в облако, или же вообще заблокировать эту функцию в своем приложении. Google ранее уже несколько раз пыталась решить вопрос с резервным копированием данных, но добиться результатов как в iOS в поисковой корпорации пока так и не смогли.
Другое нововведение порадует тех пользователей, которые мучились с использованием microSD-карт на смартфонах и планшетах с Android 4.4 KitKat, где внешние накопители могли хранить только простой контент, а приложения не могли с ним взаимодействовать. В Android M при установке карты памяти, или любого другого внешнего накопителя, появится возможность его отформатировать в виде полноценного внутреннего раздела, который может использоваться для установки приложений и других данных, а также будет находиться под действием штатного шифрования системы. Таким образом, многочисленные жалобы пользователей, которые потеряли в 2013 году важную функцию внешних хранилищ, всё же смогли убедить Google отступиться от своих попыток покончить с феноменом карт памяти в мобильной экосистеме компании.
Но наиболее значимым изменением для мобильных устройств наверняка станет проект Doze, который является расширением проекта Volta в Android Lollipop. Эта инициатива, информация о которой просочилась недавно в прессу, меняет поведение приложений для понижения энергопотребления. Во-первых, Android теперь анализирует модель использования устройства, и, например, в ночные часы замораживает деятельность устройства. В ночные часы автосинхронизация данных будет проводиться только в короткие промежутки времени, тогда как в остальное время планировщик задач будет поддерживать систему в агрессивном спящем режиме, не позволяя приложениям выполнять свои фоновые задачи или выходить в Интернет. Впрочем, если устройство стоит ночью на зарядке, то Doze будет позволять приложениям работать в свободном режиме. Во-вторых, новая функция будет анализировать частоту использования приложений. Довольно часто бывает так, что пользователь устанавливает приложение, запускает его пару раз и благополучно забывает о его существовании на устройстве. Проект Doze таким приложениям будет запрещать работать в фоне до тех пор, пока пользователь не запустить приложение вновь, либо пока устройство не будет поставлено на зарядку. В Google проверили эффективность Doze на планшете Nexus 9 с Android 5.1 и Nexus 9 на Android M с одинаковым набором приложений и сценарием использования, и замеры показали, что в спящем режиме новая ОС в два раза энергоэффективнее. Управление некоторыми функции этого режима доступны пользователю, а также он сможет получить более подробные данные об энергопотреблении.
В Android M изменений естественно больше, но оставшиеся не так значительны для большинства пользователей. Дизайнеры переработали способ выделения текста, сделав его более точным и интуитивным, а также добавив более продвинутую панель действий над текстом (копирование, вставка, перевод, поиск и тому подобные варианты). Обеспечена поддержка профилей стандарта Bluetooth 4.2; переработан процесс сканирования в режиме Bluetooth LE (актуален для Android Wear и другой периферии) в пользу энергосбережения; добавлена стандартизованная поддержка Bluetooth-стилусов. В системе добавлены различные API для работы аудио- и видео-приложений, которые пригодятся для различных продвинутых редакторов, а также расширены возможности для управления камерой. Разработчики теперь могут связывать свои приложения с сайтами, благодаря чему переходы из сайта в приложение и обратно может проходить более комфортно. В этом напрвлении сделано ещё одно важное улучшение — модифицированные вкладки Chrome. Иногда в приложениях есть свои собственные простые браузеры для быстроты открытия ссылок, но эти мини-браузеры никак не связаны с основным браузером, поэтому cookies у них различны. Теперь пользователь сможет использовать персонализацию и в WebView-браузере. Кроме того, наконец-то добавлен выделенный API для фонарика, и теперь не нужно работать с API камеры. Естественно, не обошлось и без улучшений для корпоративных пользователей — большие возможности разделения рабочих и личных функций владельца устройства; переработана система управления сертификатами; добавлен улучшенный контроль за процессами и временем обновления системы, что актуально для различных встраиваемых устройств.
Безусловно, нельзя не согласиться с представителями Google, что Android M — это далеко не самое значительное обновление системы, а скорее работа над оплошностями, допущенными в Lollipop. По презентации создавалось впечателение, что в Google внимательно посмотрели на iOS, а также на различные сторонние реализации Android (CyanogenMod, ParanoidAndroid и другие), и постарались взять лучшее. Пока, конечно, трудно сказать, каким будет в итоге Android M, какое название сладости будет дано осенью, и как отнесутся производители к попыткам Google унифицировать некоторые моменты, связанные со сканерами отпечатков пальцев. Пока предварительные образы системы доступны для смартфонов LG Nexus 5, Motorola Nexus 6, планшета HTC Nexus 9 и приставки ASUS Nexus Player. Процесс тестирования системы будет проходить в три этапа — будет выпущено обновление в конце июня, и ещё одно — в конце июля. После установки этих образов с помощью компьютера все обновления Preview-версии будут приходить “по воздуху”, а вот итоговую пользовательскую версию Android M энтузиастам придется ставить вручную. Детали обновления других Nexus-гаджетов и устройств Google Play Edition будут объявлены позднее. Итоговый выпуск Android M назначен на третий квартал этого года.