Архитектура нового поколения
Подробного исследования, конечно же, заслуживает структура
старшего чипа - ATI Radeon HD 2900. В AMD называют его
архитектуру вторым поколением архитектуры
унифицированных шейдеров (Unified Shader), с уточнением, что
первое поколение этой архитектуры было реализовано в чипе
Xenos для игровой приставки XBOX 360.
Чип R600 оснащён новым "распределяющим процессором" –
диспетчером задач (dispatch processor), распределяющим потоки
на 64 суперскалярных потоковых процессора, каждый из которых
содержит пять дискретных независимых потоковых модуля
обработки и модуль ветвлений – итого 320 шейдерных
унифицированных процессоров в 5-компонентных модулях SPU
(Streaming Processing Unit), обеспечивающих обработку до 5
инструкций класса Multiply-Add за такт, плюс, один из
процессоров может обрабатывать более сложные команды
(SIN/COS/LOG). Динамический баланс загрузки шейдерных
процессоров вертексными, геометрическими и пиксельными
операциями обеспечивается автоматически аппаратным
планировщиком.
Таким образом, AMD декларирует теоретическую
производительность HD 2900 XT при тактовой частоте 742 МГц до
475 ГигаFLOPS на ядро, до 237 млрд. операций с плавающей
запято одинарной точности, до 950 GigaFLOPS в конфигурации
CrossFire.
Обособленные самостоятельные текстурные модули, коих в R600
четыре, отвечают за выборку текстурных и вертексных данных,
они в свою очередь характеризуются наличием четырёх модулей
выборки и четырёх модулей адресации в каждом – в сумме 16/16
для чипа HD2900, 4/8 для HD2600 и 4/4 для HD2400. Старшие чипы
HD2900 и HD2600 также обладают двухуровневым кэшем L1 и L2,
при этом у чипа HD2400 реализован единый объединённый кэш
вертексных и текстурных данных.
Текстурные модули работают с реализованным в DirectX10
новым 32-битным HDR форматом текстур (RGBE 9:9:9:5),
поддерживают полноскоростную 64-битных HDR текстур с
билинейной фильтрацией и 128-битную выборку и фильтрацию
текстур на половинной скорости; трилинейная и анизотропная
фильтрация поддерживается для всех форматов, при этом
максимальный размер поддерживаемых текстур декларируется как
67 мегатекселей (8192 x 8192).
Дизайн интерфейса памяти чипов ATI Radeon HD 2900, хоть и
напоминает уже известную по Radeon X1800 кольцевую внутреннюю
архитектуру, но подвёргся радикальной переработке. Теперь он
не 256-битный, а 512-битный, с 1024-битной внутренней
кольцевой шиной – 512 бит на чтение и 512 бит на запись,
пиковая производительность контроллера памяти HD 2900 XT по
всем восьми 64-битным каналам может достигать 106 Гб/с.
Одно из наиболее интересных нововведений – программируемый
модуль тесселяции (Tessellation), который имеется во всех
чипах серии ATI Radeon HD 2000. Модуль тесселяции,
реализованный также ATI в графическом чипе для игровой
приставки Xbox 360, позволяет добиться более детализированной
и реалистичной анимации объектов, создать более сложные
поверхности и шейдерные эффекты, при этом обеспечить
эффективное сжатие геометрических данных на аппаратном уровне
и разгрузить таким образом CPU и шины данных.
Иными словами, тесселяция – это способ
динамического превращения простых структур в более
сложные полигональные модели.
В новых чипах ATI также реализовано новое поколение
технологий антиалиазинга и новые режимы. Так, помимо 8x
Multi-Sample AA, карты ATI Radeon HD 2900 поддерживают очень
интересный режим CSAA (Custom Filter Anti-Aliasing) – до 24x
AA, при этом заявлена работа с HDR, очень высокое качество
сглаживания, отсутствие размытия при детализации, программное
обновление драйверами Catalyst. Карты также поддерживают
режимы HDR+AA, Adaptive SSAA/MSAA, Temporal AA, Super AA и
режим коррекции гаммы.
Для карт ATI Radeon HD 2900 и 2600 характерна полная
поддержка CrossFire, теперь без специальной "мастер-карты", за
счёт наличия специального интегрированного модуля, нового
алгоритма детектирования AFR и специальных
CrossFire-перемычек. Режим CrossFire поддерживает разрешения
до 2560x2048 @ 60 Гц, при этом доступна plug-n-play установка
и двойной интерфейс DVI. Поддерживаются все ранее доступные
режимы CrossFire - Alternate Frame Rendering, SuperTile,
Scissor, SuperAA.
Наконец, несколько слов о технологии ATI Avivo HD и
поддержке интерфейсов. Для высококачественной аппаратной
обработки HD видео технология ATI Avivo HD задействует
специальные модули – универсальный видео декодер UVD
(Universal Video Decoder) и расширенный видео процессор AVP
(Advanced Video Processor). Обработка видеоконтента с помощью
ATI Avivo HD в целом схожа с возможностями нынешнего поколения
технологии NVIDIA PureVideo HD, правда, потоковый процессор,
встроенный в модуль UVD от ATI, поддерживает обработку VC-1, в
то время как внешний в PureVideo HD - только H.264. Сделано
это, разумеется, с прицелом разгрузки CPU при работе с
современным HD DVD/Blu-ray видео контентом.
В завершение стоит упомянуть, что новые видеокарты обладают
поддержкой HDMI и HDCP, при этом реализована полноценная
поддержка HDMI дисплеев с высоким разрешением. Благодаря
наличию встроенных HD аудио контроллеров, семейство видеокарт
ATI Radeon HD 2000 обладает возможностью вывода
высококачественного 5.1-канального звука (ATI Radeon HD 2900
XT и ATI Radeon 2600) в формате AC3 через порт HDMI.
Карты комплектуются адаптером DVI -> HDMI, что также
позволяет выводить защищённое HDCP видео и цифровой
5.1-канальный аудио сигнал через HDMI.
Помимо решений для настольных ПК новая линейка 3D графики
от AMD также включает в себя ряд решений для мобильных ПК,
такие как ATI Mobility Radeon HD 2300, ATI Mobility Radeon HD
2400, ATI Mobility Radeon HD 2600.
Рассказу об этих новинках, поддерживающих, как и
"настольные" собратья, ключевые нововведения, плюс новую
технологию энергосбережения PowerPlay, будет посвящён один из
следующих наших материалов.