Несколько дней назад компания Imagination Technologies анонсировала новое поколение своих видеоускорителей PowerVR 7, но теперь компания поделилась более подробной информацией об их микроархитектуре и пиковой производительности, которая действительно впечатляет — до 1.5 терафлопс.
Видеочипы семейства PowerVR 6XT только начали появляться в потребительских устройствах как, например, iPad Air 2, но реалии рынка требуют постоянного развития, поэтому настало время проводить необходимые улучшения. С точки зрения микроархитектуры в PowerVR 7 используется Rogue, как и в 6 версии, но в общем и целом лишь с некоторыми незначительными улучшениями, но в наиболее производительной вариации чипов — PowerVR 7XT — появился новый блок. Им стал тесселятор, о назначении которого говорит само название — вместе с блоком управления вершинными данными тесселятор сможет обеспечить аппаратную тесселяцию. С точки зрения применения в играх, наличие тесселятора крайне важно для соответствия всем современным спецификациям, таким как OpenGL 4.4 и DirectX 11, а учитывая область применения чипов PowerVR — то пакет Android Extension Pack в Android 5.0 требует наличия тесселятора. Что касается небольших правок, то инженеры Imagination работали над увеличением пропускной способности при вычислительных операциях, а также усовершенствовали масштабируемость вышеупомянутого блока управления вершинными данными, который отвечает за геометрические преобразования. Улучшения коснулись и аппаратного планировщика, который теперь может эффективно дирижировать шейдерными ядрами, назначая им операции по мере надобности, не допуская простаивания блоков, провоцирующих падение производительности. Что касается самих шейдерных ядер, то они остались теми же, но изменился блок специальных функций, который теперь будет способен обрабатывать вместе как операции половинной точности (FP16), так и одинарной (FP32), хотя PowerVR 6 всё сводил к FP32. Сделано это было в первую очередь для того, чтобы мобильные чипы не выполняли лишнюю работу. Графика в играх и операции Compute не отличаются сложными особенностями (в играх FP32-точность не всегда нужна), поэтому повышение точности приводило обычно только к дополнительному энергопотреблению. Впрочем, компании, которые захотят лицензировать PowerVR 7XT, смогут заказать блок выполнения операций с двойной точностью FP64. О необходимости этой аппаратной единицы будет рассказано в разделе о программных реализациях API. Также важным архитектурным улучшением стоит отметить появление аппаратно изолированных защищённых зон. Эти аппаратные песочницы в числе до 8 единиц позволят защищать приложения и систему друг от друга, не допуская утечки данных. В целом, это некий аналог ARM TrustZone, который используется на мобильных устройствах от Samsung в пакете KNOX, хотя, конечно, реализация в GPU более надежна за счёт более высокой параллельной производительности, но остаются некоторые вопросы по реализации, которая, исходя из базовой документации, ещё не совсем готова.
Естественно, аппаратные улучшения должны поддерживаться связующим программным обеспечением, с которым будут работать разработчики приложений. Возможность интеграции блока вычислений с двойной точностью FP64 предназначается в первую очередь для операций GPGPU (гетерогенных вычислений на GPU), которые реализованы с использованием FP64-блока совместимы со стандартом OpenCL 1.2 Full Profile, тогда как без него разработчикам остаётся довольствоваться только OpenCL 1.2 Embedded Profile. Imagination не заявила ничего о поддержке продвигаемого Google RenderScript Compute в Android, но так как поддержка этого API была частично обеспечена даже в PowerVR 5XT, то крайне маловероятно, что ситуация ухудшилась. Кроме опциального дополнительного блока вычислений с двойной точностью, производители могут выбрать ещё один опциональный элемент — поддержка Direct3D 11. Похожая ситуация была и с PowerVR 6XT, но тогда производителям было необходимо заказывать тесселятор для обеспечения совместимости с DirectX 11. Базовым API для PowerVR 7XT станет OpenGL ES 3.1+Android Extension Pack, который не подлежит изменениям. Imagination также планирует обеспечить совместимость со стандартом OpenGL 3.3 и, возможно, с OpenGL 4.3, но это станет известно позднее, исходя из тестов на соответствие Khronos Group. Набор поддерживаемых методов компрессии достаточно стандартен — PVRTC2, ETC2 и ASTC. Учитывая общий охват доступных API, Imagination намеревается бороться не только в нише мобильных игр, и даже не только в области мобильных параллельных вычислений, но амбиции распространяются на ноутбуки и энергоэффективные серверы.
Что касается общей производительности, то PowerVR 7XT включает в себя гибкие конфигурации от 2 до 16 унифицированных шейдерных блока, в которых может использоваться от 128 до 1024 ядер, работающих в режиме FP16. Если заказчик чипа будет заинтересован только в FP32-совместимых ядрах, то их максимальное количество составит 512 единиц. Пиковая производительность PowerVR GT7900 составит 1500 гигафлопс. Для сравнения, наиболее функциональный мобильный ARM-чип NVIDIA Tegra K1 достигает пика в 326 гигафлопс, хотя, конечно, стоит учитывать, что появления устройств с GT7900 стоит ожидать не ранее конца 2015 года, и вполне возможно, что они будут применяться вовсе не в планшетах. Впрочем, скорее всего именно будущая редакция Tegra под кодовым названием Erista и будет основным конкурентом для PowerVR 7XT. Imagination Technologies в следующем году ликвидируют отставание от Tegra K1, которая на сегодняшний день обеспечивает поддержку всех анонсированных в PowerVR 7XT функций связующего программного обеспечения (и даже больше, учитывая поддержку OpenGL 4.4). Таким образом, противостояние между NVIDIA и Imagination сведётся к пиковой производительности и энергоэффективности, поэтому даже использование микроархитектуры Maxwell в Tegra Erista может оказаться вовсе не гарантией победы.
Партнёры и доступность
Анонса систем на кристалле, использующих PowerVR 7XT, скорее всего стоит ожидать на выставках Consumer Electronic Show и Mobile World Congress в первом квартале будущего года. Среди заинтересованных в разработках Imagination оказались компании Allwinner, Rockchip и Samsung, хотя к ним наверняка присоединятся и Intel с Mediatek. Ну и конечно, крайне маловероятно, что Apple решит отказаться от продукции Imagination в следующем году.
Компания HP анонсировала гибрид Envy x2, во многом напоминающий модель Surface Pro 3, но обладающий при этом большей диагональю экрана - 15,6 дюймов. Это устройство, как и продукт Micrisoft, является недешёвым (но всё же дешевле Surface Pro 3) - стартовая цена составляет $749.
В эту стоимость входит жёсткий диск объёмом 500 Гб 5400 об/мин с 16 Гб флеш-памяти в качестве кеша. Использование жёсткого диска в планшете является довольно странным выбором, особенно с учётом нелюбви HDD к транспортировке и падениям. Пользователю в этой модели даже не предоставляется возможность поменять его на твердотельный накопитель самостоятельно.
Имеется и другая модель, с экраном 13,3 дюйма по цене $799, и здесь используется SSD. В обоих случаях устройства работают на процессорах Intel Core M-5Y10 или 5Y70, объём оперативной памяти составляет 4 Гб или 8 Гб. Разрешение экранов равно Full HD (у 13-дюймовой версии можно выбрать 1366 x 768). Вместе с планшетами поставляются также чехлы-подставки, напоминающие аналогичные решения планшетов Surface, способные устанавливать планшет в различные положения.
К сожалению, в чём HP не удалось потягать с Microsoft, это в портативности. 13-дюймовая модель весит 1,26 кг и обладает толщиной корпуса 13,7 мм против 790 г и корпуса 9,1 мм у Surface Pro 3. Зато Bluetooth-клавиатуру можно использовать, не подключая к планшету физически, также доступен слот SD для карт памяти и аудиодинамики Beats Audio. Продажи обоих моделей уже начались.
В компании Samsung в связи со спадом продаж смартфонов готовятся определённые шаги по выправлению ситуации. Ранее уже сообщалось, что южнокорейский производитель намеревается сделать ставку на бюджетные устройства. Теперь речь идёт о том, что компания сократить свою чрезвычайно обширную линейку выпускаемых моделей, куда входят разнообразные бренды, вроде Galaxy Mega, Core, Grand, Ace и прочих. Samsung выпускает столько смартфонов, что даже профильные издания давно запутались в их классификации, не говоря о простых пользователях.
На презентации в Нью-Йорке глава подразделения Investor Relations Роберт Йи (Robert Yi) сообщил, что подобная практика уйдёт в прошлое, и модельный ряд смартфонов компании в будущем году будет сокращён примерно на 25-30%. Прибыль от продажи смартфонов у компании в этом году упала на половину за счёт роста конкуренции со стороны остальных производителей, особенной китайских бюджетных аппаратов.
В будущем Samsung собирается делать ставку на унификацию, используя больше одинаковых компонентов в разных аппаратах начального и среднего уровня. Поможет в этом тот факт, что многие компоненты Samsung выпускает самостоятельно - память, дисплеи, процессоры.
Компания Google не планирует выпускать потребительскую версию очков Google Glass в ближайшее время. По словам отвечающего за разработку очков Криса О’Нила, релиз состоится не раньше, чем продукт будет полностью готов. Неофициальные источники говорят, что релиз состоится в 2015 году, но не уточняют дату более конкретно.
Информация о сроках появления очков является только частью репортажа информационного агентства Reuters. Предложенные разработчикам очки Glass Explorer Edition стоимостью в $1500 многим их обладателям уже успели «надоесть», и в магазинах вроде eBay можно найти предложения о продаже бывших в употреблении очков по значительно более низкой цене.
В этом году Google покинули несколько высокопоставленных сотрудников, принимавших участие в работе над Glass, а многие сторонние разработчики говорят о слишком малых масштабах рынка, который не оправдывает вкладываемые в создание приложений усилия и средства. Занимавшаяся разработкой фитнес-приложения компания See Though потеряла финансирование, поскольку потребительская версия очков не была выпущена в нынешнем году, и это только один пример.
Сейчас очки Glass Explorer находят применение в различных потребительских сервисах, медицинской сфере и ряде других отраслей. Некоторым предприятиям Google продаёт со скидкой два комплекта по цене одного. Планы по реализации потребительской версии могли также пострадать от сложившейся у очков не самой благоприятной репутации. Её причиной является обеспокоенность за приватность окружающих при наличии рядом очков со встроенной камерой. Информация о появлении зависимости от них также не способствует росту популярности.
Выпущенный в прошлом году смартфон YotaPhone с дисплеями с обеих сторон корпуса не стал хитом продаж, однако производители не отчаиваются и готовят модель второго поколения. Здесь снова основной экран является привычной цветной панелью с разрешением HD, а на другой стороне располагается E-Ink дисплей, который расходует заряд аккумулятора по-минимуму. Вместо того, чтобы представить новинку на выставках будущего года CES или Mobile World Congress, они планируют сделать это уже 3 декабря.
Об этом говорит сообщение в аккаунте YotaPhone в сети Twitter. Анонс состоится на мероприятии в Лондоне в присутствии прессы. После этого продажи аппарата начнутся в России, а три-четыре месяца спустя в США и странах Азии.
Самых передовых спецификаций пользователи здесь не увидят, и ставка делается на необычный дизайн устройства. В минувшем феврале на выставке MWC смартфон работал на процессоре Qualcomm Snapdragon 800, обладал 5-дюймовым AMOLED-экраном с диагональю 5 дюймов и вторым экраном 4,7 дюйма, оперативной памятью 2 Гб и флеш-памятью 32 Гб.